Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Бакинский дневник Р.Э. Классона20 Январь-февраль 1901

27 января. В Белом городе работы вошли в обычную колею. Собирается машина "Този" в 1000 сил. Страсбургер [с Харьковского паровозного завода] сегодня уезжает, и на прощанье стал меня убеждать, чтобы я согласился, что работа шла хорошо!! Вот идиот!.. Его второй монтер действительно очень быстро собрал стропила. Но это произошло совершенно помимо Страсбургера, которого он совершенно игнорировал. А в особенности после того, как я ему обещал 200 рублей, если он кончит стропила в январе. С понедельника начинается монтаж котлов. Фонари на машинном здании уже сделаны, и большая часть уже застеклена. Оригинально то, что стекла нам здесь поставили дешевле, чем выписываемые прямо с завода через Правление. Все-таки хотим сделать постель под машину "Лесснера", чтобы закончить работы с думагзой внутри машинного здания. Сегодня вероятно кончат клепать стропила в котельной. И уже теперь в котельной идет спешная уборка мусора. Завтра будет разбит и начат последний фундамент под 14-й котел и под второй экономайзер. Кровля настилается, но без должной скорости - Лотер что-то начал отставать. Задержал ему платежи, пока он не увеличит количество плотников. Выписали монтера для водоочистителей. Сначала он соберет аппарат на Биби-Эйбате, а потом перейдет в Белый город. Расходы падут 1/3 на Биби-Эйбат и 2/3 на Белый город. Сборка машин меня пока совершенно не удовлетворяет. Надо собирать две машины сразу, а Деннеке слишком поздно выписал второго монтера, так что мы даже поругались с ним из-за этого. Как только приедет второй монтер (это будет главный монтер), мы погоним сборку так же, как на Биби-Эйбате. Водокачка заканчивается, и главный водопроводный канал из моря к водокачке тоже почти кончен. Но вчера море вырвало во время сильного южного ветра кусок шпунтового ряда из волнистого железа и вошло в водокачку раньше, чем мы успели ее оштукатурить цементом и вполне закончить. Надо забить снаружи поломанный шпунтовый ряд и откачать воду. Это не особенно большая работа. В общем, трудная работа по устройству водокачки закончена вполне удачно, если не считать вчерашнего казуса, который, впрочем, задержит окончание водокачки не более чем на неделю. Оштукатурить водокачку ниже уровня воды придется цементным раствором 1:2, так как через думагзу сочится вода с керосином со стороны Манташева.

30 января. Был в Сабунчах. Там постройки идут довольно вяло. Остановка была за покрытием зданий киром, без чего нельзя было начинать штукатурку. А еще увеличить наш асфальтовый департамент, который занят в Белом городе, трудно. Теперь кир настлан на складе (склад вполне закончен) и на одном жилом доме. На конторе тоже начали настилать кир, и штукатурные работы начались. Заказал в нашей мастерской железные оконные переплеты для распределительной [под]станции. Здание распределительной [под]станции будет очень изящно. Оттуда поехал к Бардскому, где встретил А.М. Фейгля и Брауна. Ездили вместе в Забрат, и я с гордостью убедился в том, что мы их быстро нагоняем своей Биби-Эйбатской [электро]станцией, и, если не будет непредвиденных осложнений, то мы раньше их пойдем в ход. Газовый завод у них очень сложен, и вероятно с ним придется повозиться. Получили разрешение на электрическую часть Биби-Эйбатской станции и на трансформаторные будки.

31 января. На Биби-Эйбате заканчивают обмуровку двух первых котлов, вторые котлы отстали лишь незначительно, будут готовы дня через 4. Приехали паяльщики кабелей. Дует отчаянный норд , пыль проникает через жалюзи на [электро]станцию и ложится толстым слоем на машины. Посмотрим, что будет, когда машины будут работать, и когда вентиляция будет действовать снизу кверху. Получили смету на воздушную линию от Мартини. Уже при поверхностном осмотре видны "Унионовские" цены.

1 февраля. В Белом городе монтаж машин идет, но главный монтер все еще не приехал, и потому работа идет медленно. Котлы начнут собирать на днях, теперь устраивают наклонную плоскость для втаскивания котлов. Кровля на котельной пошла очень тихо. У Лотера не хватает сухих досок, но, пока погода хороша, это нас не задерживает. В машинном здании уралит готов, и только фонарь еще не весь застеклен, мешал норд. Наши соседи нефтепромышленники начинают строить брандмауэры вокруг цистерн и амбаров. "Шибаев"* сдал нашему подрядчику Сарумову громадную стену в несколько тысяч квадратных сажен. Кажется, Манташев тоже хочет строить вокруг своего амбара стену, и благодаря этому наш подрядчик Гаджи- Алиджан отказался от постройки коммерческого дома, так как все цены поднялись. На днях он должен был подписать контракт. Но мы из-за нескольких пунктов контракта не сходились, а теперь он вовсе не хочет браться за условленную цену. Сдал работу Касумову на 1 рубль с квадратной сажени дороже, чем раньше хотел сдать Алиджану. Дом пора начать, завтра поеду и посмотрю разбивку. Буринову делали перевязку. Боль прошла, срастание[ ноги] , кажется, началось.

5 февраля. Прибыла лестница для щита на Бейбате, очень хорошо сделана. Устанавливают опреснитель на фундамент. Котлы кончены. Трубопровод "Фицнера" идет успешно, зато от "Зейферта" еще ничего нет. И в этом всецело виноват экспедитор "Поллак", так трубы лежат уже около месяца в Батуме. В субботу (3-го числа) начался монтаж котлов в Белом городе. Монтаж машин идет довольно успешно, но все-таки очень досадно, что второго монтера от "Този" все еще нет. Положительно "Този" надо представить счет за опоздание машин, первый монтер приехал только через месяц после вызова. Шпунтовый ряд около канала водокачки заканчивают, скоро начнем откачку.

6 февраля. Был на заводе Гукасова, чтобы переговорить о промежуточных передачах к станкам в буровых. Показывали мне чертеж, по которому Апшеронское О-во** хочет устроить свои передачи. Поразился безграмотностью конструкции - они ремнем приводят в движение винтовую передачу, а потом коническими колесами меняют направление осей. Винтовая передача предполагается без фрезования зубцов, а прямо должна работать в том виде, как она вышла из отливки! Поеду к Бардскому посоветоваться насчет промежуточных шкивов, что мне кажется самым простым и рациональным средством. Биби-Эйбатские [трансформаторные] будки почти все налажены. Осталась трудная будка у Манташева, она выходит на высокой скале отвесно над дорогой. Ездил с Красиным смотреть, что с ней можно сделать. Хотим сделать грот в этой скале, на уровне дороги, и в нее поместить будку. Это не будет дороже, чем поднимать кабели на гору. Кабельный инженер Мэдер, старая баба - все плачет о трудностях, которые ему предстоят при прокладке.

7 февраля. На Биби-Эйбатской [электро]станции были Фейгль и Браун. Устанавливают четвертую машину. Первые три готовы, остались мелкие трубы для масла и для продувки цилиндров. Надо начинать прокладку кабеля на [электро]станции, чтобы паяльщики вошли в колею. Прибыл, наконец, трубопровод от "Зейферта", три вагона. Пришли центробежные насосы для Бейбата. Вечером долго обсуждали с Деннеке и Мартини вопрос о том, куда поместить распределительные щиты "Униона". Поместили их очень удобно, рядом с аккумуляторами внизу, конечно отделив их стеною от аккумуляторов.

8 февраля. Ездил с Денером к Бардскому, там же были Фейгль и Браун. Осмотрели место, где поставить пробный мотор в буровой вышке, и условились о деталях промежуточной передачи. Арнольд Михайлович обещал дать нам трансформаторные места на своих участках, и говорит, что внаймы нам не удастся получить помещений. Придется строить собственные будки, это очень жаль.

9 февраля. Делаем подробные подсчеты для городского освещения, чтобы выяснить его доходность. Совершенно иссякли деньги, вторую неделю ожидаемый перевод не приходит. Сегодня истратили последние деньги, и должны были отказывать в платежах. Крупным кредиторам всегда можно отказать, но ужасно неловко отказывать в десятках рублей мелким подрядчикам и рабочим. Закрыли немного раньше контору, чтобы не скандалиться. Железнодорожные накладные выкупили из своих личных средств, чтобы не разгружали вагонов на вокзале.

27 февраля. В Белом городе монтаж котлов пошел успешно, после того как монтеру была выставлена на вид неустойка в случае опоздания. Теперь подняты все 16 барабанов для первых 8-ми котлов, и начинают ввальцовывать секции на первом котле. Система "Бабкок и Вилькокса" замечательно хорошо приспособлена для быстрого монтажа: совсем нет клепки, а исключительно одна вальцовка. Первая 1000-сильная машина сильно подвинулась, все четыре цилиндра установлены на место и залиты. Старший монтер "Този" оказался чрезвычайно точным и аккуратным человеком, и собирает машины удивительно добросовестно. Начинают собирать щит. Жаль, что AEG до сих пор не предложила никакой приличной рамы вокруг щита. То, что она раньше предлагала, никуда не годится, а новые предложения еще не пришли. Водокачка заканчивается. Теперь надо забетонить дно канала и вывести столбы для затворов, делящих раструб канала на две части.

28 февраля. Приехал монтер для фильтров "Киля". Приехали два русских паяльщика от "Сименс и Гальске" в С.-Петербурге. На Бейбате собирают опреснитель. Колодец на засыпке выходит удачно, обойдемся вовсе без адмирала. Спускную трубу для отработанной воды заканчивают. Она вся бетонная, и выходит в адмиральский залив, сделали ее без спроса. Адмирал видно сконфужен, что запросил из-за водокачки Морское министерство. И передал через Когновицкого, что мы можем выпустить спускную трубу в его залив.

Ссылки:

  • Бакинский дневник Р.Э. Классона (1900-1902 гг.)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»