Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Бакинский дневник Р.Э. Классона16 Ноябрь 1900

10-11 ноября. Сегодня начались подъемы кранов одновременно в Белом городе и в Биби-Эйбате, послал фотографа в Белый город - снимать этот исторический момент. Стропила в Белом городе теперь пошли успешнее, после всех манифестаций, которые пришлось устроить монтеру. Поднято 6 ферм, но еще не установлены ветровые связи. Больше 8-ми ферм в машинном здании пока ставить нельзя, потому что в северном конце машинного здания работает крановый монтер. Впрочем, пока будут ставить ветровые связи, монтер кончит подымать кран. Как только перекроют часть котельного здания (начнем с северного конца), мы тотчас же выпишем монтера от "Бабкока и Вилькокса" для сборки котлов. Его уже давно можно бы выписать, не будь этой глупой истории с крышей. Получен насос "Вортингтона", но весь ящик, в котором он приехал, разбит, и пропала масленка и еще несколько медных частей. По справкам оказалось, что железная дорога, в случае [составления] протокола, уплатит только за недостающий вес пропорционально стоимости всего груза, то есть несколько рублей. Насос нужен, так как это пожарный насос, и трубопровод уже заканчивается. Делать было нечего, и пришлось принять насос. Вообще с грузами дело обстоит неважно. На [железнодорожной] станции Баку вагоны стоят еще с августа месяца неразгруженными, и на станции царит полный хаос. Мы еще счастливы, что хоть с недельным опозданием получаем грузы. Могли бы и вовсе не получать, как другие.

13 ноября. Вчера (воскресенье) был совершенно болен - инфлуэнца*, и сегодня все еще не могу пойти в контору. Первый раз, что болен в Баку. Через два дня торги, и говорят, что постройки** начнутся сейчас же после торгов, вопреки мнению Арнольда Михайловича, что только с весны начнут строить. Это было бы весьма грустно для Биби-Эйбатской [электро]станции. Надо напечатать объявление в [газете] "Каспий", что мы будем готовы в марте, хотя это и будет ложь. Приехал доктор Зельдович, долго жаловался, что мало взял с Общества. Повезу его завтра в Белый город.

14 ноября. Был в Белом городе, доктор не одобрил наших помещений. Но отдельное здание строить под приемный покой невыгодно. Нам больницы не нужно, а нужен именно только приемный покой, одна, много две - комнаты. Был у Арнольда Михайловича [Фейгля], беседовал с ним о Петербургском заседании Правления. Протокола все еще нет.

15 ноября. Был и Гольдлюст, в качестве ревизионной комиссии. Кое-что посмотрел и удовлетворился. Составили объявление в "Каспий", и послали и Фейглю. На Биби-Эйбате почти кончают котельные стропила, только у трубы трудно ставить крайнюю ферму - между стеной и трубой. Был Мартини с новым инженером, который, очевидно, приглашен для строительной конторы "Униона". Был в строительной конторе "Сименс и Гальске". Сегодня срок отправки распределительного щита для Бейбата и срок испытания котлов "Фицнера и Гампера" гидравлической пробой. Котлы поспеют только к Рождеству, в последнее время сборка их котла хуже, инструмента все еще нет. Оказалось, что он вовсе не был отправлен в сентябре с котлами, а только 8 октября из Варшавы. Прибыл экономайзер, но [пароходное общество] "Надежда" требует, чтобы мы его приняли на пристани. А мы требуем, чтобы они доставили в Белый город. Так как экономайзер нам не особенно нужен, то мы будем ждать.

16 ноября. Ездил с Фейглем в Белый город. Вместе ругали Страсбургера, который уверяет, что быстрее нельзя собирать стропила. Арнольд Михайлович нашел, что казарма мала, и это верно. Мы даже отказываемся от лестницы со стороны фасада, и превратили лестничные клетки в квартиры. А лестницы вынесли наружу, на заднюю сторону. После нашего участка заезжали на завод Каспийско-Черноморского О-ва и пошли осматривать их новый дом для служащих. Я был очень удивлен размером комнат и общим очень приличным устройством квартир, чего я никак не ожидал от Каспийско-Черноморского О-ва, которое считается здесь одним из самых скупых Обществ. Даже мелкие служащие имеют по две комнаты, а конторщики - даже по три комнаты, притом все комнаты велики и прилично меблированы, правда, без всякой роскоши. Наши квартиры куда скромнее, а, главное, размером комнат меньше. Что касается технической стороны дома [Каспийско-Черноморского О-ва], то она ниже всякой критики. Дом трехэтажный, и стоит около 50000 руб., если не больше. Но, во-первых, он весь внутри деревянный. Все веранды, полы, потолки и проч. сплошь деревянные, так что [дом] имеет вид [поленницы для] костра. И если там случится пожар, то все жильцы верхних этажей погибнут, потому что к каменным лестницам ход через деревянные коридоры и веранды из тончайшего леса. Балки поставлены такие тонкие, что потолки провисают как люльки. Проведено нефтяное отопление по всем комнатам, и нефть на кухнях, на деревянных верандах капает на пол, так что даже у Арнольда Михайловича волосы дыбом встали. Сами квартиры очень чистенько устроены, и в них много света и воздуха. Но вокруг дома ?*. Так что дети, которых в доме феноменальное количество, играют, в сущности, на большой мусорной яме. Ни садика, ни даже чистого двора нет.

17 ноября. Был в комиссии по выработке правил, в общем, скучновато. Торги всюду вызвали большое волнение, гостиницы переполнены. Наше объявление произвело впечатление, промышленники просят их записать в первую очередь. Если мы не очень опоздаем, то, пожалуй, придется идти в ход сразу с большой нагрузкой. Это тоже не совсем приятно при новых машинах.

18 ноября. Сегодня большое заседание местных членов Правления. Протокола Петербургского заседания все еще нет, и потому ко многим вопросам не знаешь, как приступить. С пароходом опять плохо, положительно совестно становится перед собственными служащими - строим пристань, все подготовляем к перевозке морем, и вдруг опять отказ. Дома будем строить, но без парохода сообщение с Биби-Эйбатом обойдется нам очень дорого. Один доктор будет тратить рублей сто в месяц, так как фаэтон из Белого города в Биби-Эйбат и обратно стоит 8-10 руб. Придется купить несколько пар лошадей.

19 ноября (воскресенье). Прибыла первая машина "Този" на участок, на 10-ти вагонах. Разгрузка идет не особенно успешно, праздник, многих рабочих нет. Склад, несмотря на свою величину, не вместил всех частей, и придется часть сложить во дворе. На участок Белый город приехал Тагиев, осмотрел постройки, остался доволен.

20 ноября. На Биби-Эйбате конфликт между инженерами и нашими слесарями - обычная история при всех установках. Котлы опять идут немного лучше после последних манифестаций, которые пришлось устроить Радзиминскому за медленность сборки. Отчаянный юго-западный ветер, волны хлещут на нашу засыпку, но она хорошо стоит. Только в одном месте, где мало камня и больше земли, земля размывается волнами. Подготовляем кабельный двор на засыпанном месте, кабели должны скоро прийти. Окна до зарезу нужны, ветер насквозь свищет. Машин нельзя собирать без окон, особенно без большого, северного. Крыша на котельном здании заканчивается, начинают перекрывать кровлей.

21 ноября. Праздник**, повсюду идут работы. За исключением самой спешной - стропил в Белом городе, которые лежат без движения, а монтер верно опять пьянствует. Долго обсуждали проект коммерческого дома, количество квартир все еще недостаточно для всех служащих в Белом городе. Ленер раздобыл уже пару трансформаторных мест на Биби-Эйбате. Ветер повернул на норд и дул около суток. Нордом сорвало леса со строящегося дома, и они сломали наш столб с проводами. Небольшую часть проводов украли, на другой день восстановлен столб.

23 ноября. Ездил с Бардским в Белый город, а после обеда - в Биби- Эйбат. Особенно ему понравились потолки железобетонные, он будет у себя такое делать. Он очень возмутился, когда я ему рассказал, что А.М. Фейгль берется доставлять нам перевозчиков из Белого города на Биби- Эйбат за 4 руб., и говорит, что у них самих по 3 недели лежат грузы из- за того, что не могут найти перевозчиков. Беседовали с ним о тарифах, надо бы его привлечь к выработке тарифа, он больше всего знаком с промысловым делом.

24 ноября. Был в комиссии, члены комиссии отлынивают, и вообще дела комиссии подвигаются медленно. В Белом городе стропила приводят в отчаяние. Составляем сметы на коммерческий дом, совершенно ясно, что меньше чем 70000 рублями нельзя обойтись. Пришла четвертая динамо для Биби-Эйбата, но ее нельзя везти, нет дороги, а низом около моря опасно - можно опрокинуться. Пока динамо лежит на вокзале, платим по 1 р. 40 к. в день с вагона в течение льготного срока. А потом придется везти низом, если Совет съездов [нефтепромышленников] не откроет дороги. На днях придут машины и кабели, очень трудно будет их доставить на Биби-Эйбат.

25 ноября. Несмотря на величину склада, грузы его почти заполнили. С экономайзером скандал, часть чугунных труб поломана. И железная дорога не хочет составлять протокола, так как груз шел морем. С "Надеждой" ужасно неприятно иметь дело, вечно грузы ломаются и пропадают.

Ссылки:

  • Бакинский дневник Р.Э. Классона (1900-1902 гг.)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»