Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Бакинский дневник Р.Э. Классона15 Ноябрь 1900

29 октября (воскресенье). Почти все работы стоят, дождь не останавливается. Ездил в Белый город, чтобы переговорить со строительным монтером, но его вовсе не было на участке по случаю воскресенья. Монтер Металлического завода работает и скоро кончит машинное здание, он положительно молодец. Дорога стала еще хуже, удивительно как мы не опрокинулись. Ям не видно, потому что все залито жидкой грязью. Стропила в Белом городе становятся положительно кошмаром, все останавливается из- за них; главное скверно то, что выхода еще не видно. Теперь мы получили от Харьковского завода накладные на следующие части стропил и часть ветровых связей, но еще далеко не все.

30 октября. Начинает проясняться после шести дней норда и семи дней дождя, работы возобновились. Был на Биби-Эйбате, надо ругать [подрядчика] Касумова - мало народу. Котлы идут довольно хорошо, лазили все внутрь котлов, смотрели клепку - удовлетворительна. Русские каменщики пьяны, на фундаментах сейчас не работают, после обеда обещают начать. Разбили остальные два фундамента, и нанимают вторую артель. На Биби-Эйбате кирпичные работы идут без подрядчика - на один рубль дешевле с тысячи [штук]. Решили отказаться от аренды участка 58 возле шоссе, переведем рабочих в строящуюся казарму, получится экономия на временные постройки, которые стоят массу денег.

31 октября. Чудная погода, все ожили, вольтаж поднялся. В Белом городе все работы возобновились, за исключением стропил - монтера нет. Послал за ним на квартиру. Он долго не шел, заявив, что перебирается на другую квартиру. Но, наконец, явился, увы - в совершенно пьяном виде, так что с ним разговаривать нельзя. Телеграфировал Харьковскому заводу, чтобы принял какие-нибудь меры. Позорный завод, надеюсь никогда больше не иметь с ним дела. Купили кирпич у двух заводов, "Атлас" поставлял очень скверный. Получили чертежи для фундаментов четырех больших котлов в Белом городе. Деннеке перебрался в Белый город, и с сегодняшнего дня ресторан открыл свои действия. Возня с ним большая, и он уже успел надоесть.

1 ноября. Опять дождь, просто хоть ложись и умирай. Стропильный монтер приступил к работе, вчерашняя ругань все-таки подействовала. Буринов варит какой-то необыкновенный асфальт из всякой химической дряни, результат получился блестящий - квадратная сажень обходится в 2 рубля, если не меньше. То есть еще дешевле, чем раньше и втрое дешевле, чем у подрядчиков, даже дешевле Тагиевского, а это рекорд. Решили в Сабунчах все полы сделать крашеные асфальтовые - экономия получается в несколько тысяч [руб.], а вид у пола такой, что сразу не отличить от дерева. То же самое сделаем в конторе в Белом городе, за исключением торжественных комнат. В Белом городе история с лезгинами-сторожами - мы их с сегодняшнего дня увольняем, так как охрана участка далеко не удовлетворительна, и, между прочим, у Буринова украли два прекрасных чемодана. Но лезгины отказались принять расчет, заявив, что не знают за собой вины и считают себя обиженными отказом. Надо как-нибудь уладить с ними, а то между ними и русской артелью может выйти столкновение, и чего доброго до убийства дойдет. Все лезгины вооружены кинжалами и револьверами и заявляют, что добровольно не уйдут.

2 ноября. Везут котел (4-й) на Биби-Эйбат, но дорога так испорчена, что 20-ти лошадей, которые его везут, недостаточно. И он застрял на Баилове в яме и загородил проезд. Теперь у нас дела со строительной конторой "Сименса и Гальске" идут хорошо. Они мне показывают все черновики чертежей, и, если нужно, то сейчас же вводятся изменения. Затем они сами стали самостоятельнее, и работа подвигается успешно. Кран идет неважно, но задержки за ним все-таки верно не будет. Вчера и третьего дня было два пожара на Биби-Эйбате. Взорвало две наливные шкуны*, 7 человек погибло. А в Черном городе горел керосиновый завод Авакова. Скверно то, что керосиновые цистерны иногда ломаются, как, например, у Авакова. И тогда получается огненная река, которая льется по дороге. Как бы Манташевские цистерны не устроили такого казуса, брандмауэр все еще только на бумаге.

3 ноября. Опять дождь! Балаханы почти отрезаны от города - шоссе завалено поломанными арбами, и все в глубоких рытвинах, а на железной дороге было крушение. В Сабунчи мне совершенно необходимо поехать, и я сегодня совсем было собрался, но теперь нельзя - лошади не довезут. Буринов купил сегодня фаэтон для себя и для Деннеке - им оттуда не выбраться, да и отсюда не попасть, так как извозчики не везут в Белый город. Лошади куплены Красиным очень удачно и дешево, пара обойдется рублей в 400, лошади маленькие, но шустрые. Нужна еще пара для Балаханов, но негде их взять. Сегодня монтер в Белом городе работал, и начал поднимать первую ферму.

4 ноября. Прояснилось, и мы поехали с бухгалтером в Балаханы и на Сабунчинские постройки. Поехали по железной дороге и, конечно, выехали с опозданием, впрочем, довольно скромным по здешним правилам - 55 минут. Сабунчинские постройки теперь совершенно наладились, и я остался очень доволен тем, что сделано за последнее время. Обидно только, что на конторе еще Шостовским положено так много деревянных балок, но мы все равно покроем их асфальтом. Уменьшили размеры квартир, и теперь при одноэтажной казарме (с подвалом) мы поместим всех служащих. Дом заведующего вышел несколько чересчур парадный, но изменить его нельзя было. Камень был уже заказан и частью обтесан по распоряжению Шостовского. Склад перекрывается бетоном, и приблизительно в конце месяца мы можем сдать его "Униону". С кабельной телегой, кажется, дело дрянь. Она так тяжела, что едва ли можно будет пользоваться ею при прокладке кабеля. Ее пустую надо везти четвериком. Хорошо, что мы ее не купили, а только взаймы взяли. Если окажется, что она действительно для нас непригодна, то мы ее вернем "Униону". Теперь будут подготовлять кабельный двор на участке, после чего мы вкатим новые кабели [в катушках] прямо к себе во двор и расположим их в порядке. В Балаханах теперь большой порядок в складе, весь старый материал рассортирован и частью пускается вновь в дело. Большие закупки материалов теперь прекращены, так что склады будут постепенно уменьшаться, это совершенная бессмыслица иметь склад на сотни тысяч рублей. По всем [старым электро]станциям в Балаханах составляются описи для выяснения доходности каждой отдельной станции и на случай ликвидации их при переустройствах. Составляем сравнительные сметы стоимости трансформаторных будок в Балаханах, чтобы выяснить, что дешевле - железная фахверковая постройка или просто кирпичная.

6 ноября. Был в комиссии по выработке правил для электрических устройств на промыслах. В общем стеснительных для нас правил, вероятно, не будет, но известное упорядочение устройства, безусловно, в наших интересах. Члены комиссии не страдают избытком сведений по электротехнике, но это не беда.

7 ноября. Приехал Ленер*. На железнодорожной станции вопиющие беспорядки, вагоны запрудили пути, и не добьешься толку. 8 вагонов отправлено из Баку в Белый город уже несколько дней тому назад, но никак не могут дойти до Белого города. Погода установилась, и дороги быстро сохнут, Совет съездов занялся Сизифовой работой - засыпает ямы на Белогородском шоссе, не вычерпав раньше грязь. Камни уходят в грязь, и через несколько дней грязь опять выступает наружу и заливает тротуары. Стока нет никакого, и, пока его не устроят, дорога безнадежна. В Белом городе поставлены [всего] две стропильные фермы на место, дело идет очень плохо, телеграфировал Харьковскому заводу.

8 ноября. Ездил с Ленером на Биби-Эйбат к Манчо заручиться трансформаторными местами. Утром была чудная погода, и мы наслаждались ею после стольких дней дождя и норда, но вечером вдруг задул норд, и стало холодно. У Манчо мы просидели долго, выбрали места для трансформаторных будок и смотрели работу тартальных паровых машин**. Манчо уверяет, что 30-сильные моторы будут слабы, надо 50-сильные. Это очень многие говорят, но я еще не верю и думаю, что в большинстве случаев можно будет обойтись 30-сильными моторами. На возвратном пути случился казус. На промыслах - дороги убийственные, и освещения почти никакого. Мы велели кучеру к нам подъехать, чтобы ехать назад другой дорогой. В темноте приходилось переезжать трубы и канавы, что днем легко исполнить, но не в абсолютном мраке. Кончилось тем, что фаэтон совершенно сломался, и пришлось бросить его в грязи и отпрячь лошадей. В фаэтон Манчо посадил караульщика на ночь, а мы кое-как дотащились на лошадях Манчо в город.

9 ноября. Был в комиссии, и в ожидании, пока соберутся члены, беседовал с Эклундом (управляющим промыслами у "Нобеля") об его электрической станции. Он очень жаловался на грубое обращение с моторами и говорит, что главная опасность для моторов - это пуск в ход после того, как буровой или тартальный механизмы заели, ремень соскочил, и мотор был остановлен. В этом случае мотор не может тронуть[ся] с места и сгорает. У "Нобеля" устроено так, что мотор, не останавливаясь, все время вращается. А если его почему-нибудь придется остановить, то пускает в ход монтер. Выключатель по конструкции не дозволяет пускать в ход мотор постороннему лицу. Может быть, и нам придется устроить что- нибудь в этом роде, такие выключатели и у нас заказаны "Униону".

Ссылки:

  • Бакинский дневник Р.Э. Классона (1900-1902 гг.)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»