Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Бакинский дневник Р.Э. Классона14 Сентябрь-октябрь 1900

23 сентября. На Биби-Эйбате "штукатурная драма", надо снимать леса и внутри зданий и строить фундаменты, а не можем закончить штукатурки из- за кризиса штукатурщиков, которых теперь за большие деньги не достанешь. Кроме того леса приходится оставлять в ожидании приезда строительного монтера, очень досадно, что стропила пришли, а монтера нет, тем более что все это пойдет "Сименсу" в пользу, который будет валить несвоевременный пуск [электро]станции на отсутствие крыши, и против этого ничего нельзя будет возразить. Получили накладную на пять ферм для Белого города и к ужасу своему увидели, что они идут малой скоростью!!! Если теперь пойдут дожди, то у нас все остановится внутри зданий и в Белом городе, и на Биби-Эйбате из-за стропил.

25 сентября. Получили, наконец, чертежи от "Сименс и Гальске", но над ними надо еще много поработать, закрасить, наклеить на холст, перевести на русский язык немецкую объяснительную записку и т.д. Пришел барабан первого котла на Биби-Эйбат и поставлен на рельсовый путь, который теперь прокладывается вдоль шоссе. Проезда на участок еще нет, так как наш адмирал не разрешил работать динамитом, а в скале работа идет очень медленно. Так что шоссе перед главным зданием все еще не готово, [но] благодаря рельсовому пути мы ввезем все грузы на участок. Засыпка моря идет хорошо, но все-таки еще много работы осталось. Хорошо, что земли не придется покупать, мы так спланируем участок, чтобы хватило земли на засыпку. Пришел 75-сильный мотор от "Униона", распакуем его в складе и посмотрим, как устроен контроллер. Трудно будет его теперь установить, раз П.О. Гукасова нет, придется обращаться к его брату.

26 сентября. Пришли две решетки к первому котлу на Биби-Эйбате; работа довольно хорошая. Пришли остальные части стропил. Кладут фундамент под запасные котлы на Биби-Эйбате, чтобы легче было собрать эти котлы. С краном на Биби-Эйбате дело идет очень медленно. Вероятно мы отберем у Блеккера эту работу, он все равно не сумеет поднять крана. Это надо поручить Стюфу, тот специалист по всяким подъемам. Вернули страховые полисы "России"*, и оказалось, что Петербургское О-во взяло за страхование дороже, чем обещал его представитель Арутюнов. Что я ему и выставил на вид, указав ему, что он лично должен требовать от Правления своего О-ва, чтобы оно в точности придерживалось его обещаний. Вел длинный скучный разговор с Релем о городском освещении, я все равно ничего не мог ему сказать, так как не знаю мнения Правления по данному вопросу.

27 сентября. Составили ведомость материалов для освещения наших зданий, вышло очень много. Осмотрели наш склад и нашли в нем очень много хороших и вполне годных вещей, так что покупать придется мало. Склад теперь имеет вполне благоустроенный вид, все в образцовом порядке. Старая [электро]станция теперь тоже приняла несколько более приличный вид. Ждем ответа относительно монтера для стропил Белого города, не знаем, снимать ли последние леса или оставлять. Очевидно, Харьковский [паровозный] завод не отвечает Правлению, так как они уже три телеграммы послали, и все еще нет ответа, выехал ли монтер.

28 сентября. Приехал монтер для стропил Биби-Эйбата и заявил, что ему нужен сплошной помост на уровне стропил. Надеемся его убедить, что это вовсе не нужно. Скандал будет, если в Белом городе придется опять леса ставить для стропил! Наняли экономку для ресторана - 50 р. - в Белом городе, пора устраивать ресторан. Крановой монтер уже жаловался Блеккеру, что ему жить негде и есть нечего, и это правда. Скоро переселяем его в дом технического персонала, там еще немного сыро.

29 сентября. Приходят части котлов "Фицнер и Гампера", возимся с Восточным обществом [товарных складов, страхования и транспортирования товаров], которое все время задерживает накладные, так что мы все время вынуждены их торопить, чтобы не задерживать грузов на вокзале. Кроем уралитом конюшню в Белом городе, черными и красными листами, выходит очень красиво. Сверх ожидания только рейки приходится отрывать, так как оказалось, что они мешают сборке. Поднимают крановые балки в Белом городе. Фундаменты под машины в Белом городе идут успешно, Языков почти не отходит от них и постоянно контролирует размеры. Кроме того, и Буринов тоже их постоянно проверяет.

30 сентября. Прибыли стропила для Белого города, а о монтере все еще ничего не слышно. Теряюсь в догадках, что могло бы значить, что Правление оставило 4 телеграммы о монтере без ответа. Послал пятую. Вероятно Харьковский [паровозный] завод не отвечает Правлению. Но на нас это отражается самым неприятным образом, так как мы не знаем, снимать ли остальные леса, которые мешают фундаментам, или ждать приезда монтера. Вечером получил телеграмму Правления, вызывающую меня в Петербург, теперь, пожалуй, самое удобное время для этого, так как монтаж еще не начался, а принципиальных вопросов накопилось очень много.

24 октября. За две с небольшим недели моего отсутствия некоторые работы подвинулись хорошо, другие, напротив, очень плохо. К последним относятся злополучные стропила в Белом городе, монтера все еще нет, а инженер, приехавший в мое отсутствие, пока только вталкивает стропила в здание и жалуется на отсутствие ветровых связей, без которых он якобы не может ставить стропил. Просили его укреплять стропила хоть досками в ожидании ветровых связей. Харьковский завод не выслал никаких подъемных приспособлений, а наши лебедки малы, и мы по всему городу ищем лебедку, так как заказанная уже давно у [фирмы] "Кольбе" большая лебедка еще не прибыла. На Биби-Эйбате монтер для стропил попался очень толковый, и быстро собирает стропила. Он тоже потерял две недели, но не по своей вине, а по вине завода, который выслал ему инструменты значительно позже стропил. То же самое сделали и "Фицнер и Гампер", инструменты которых до сих пор еще не получены, и они работают нашими инструментами и блоками. Курьезно, что все три фирмы как будто сговорились сделать одну и ту же ошибку - выслать монтеров без инструментов. Крыша [производства] Металлического завода будет готова довольно скоро, и мы уже по частям будем ее покрывать кровлей по мере изготовления. Уже второй день льет дождь, и работы идут вяло, кран собирать сейчас нельзя (в Белом городе). Надо ждать еще два дня, пока окрепнет фундамент второй 1000-сильной машины, с которого будут поднимать кран. Только что узнал, что на пристани с парохода сняли две лебедки - купил их за 135 р. штука, теперь строительный инженер не может больше отговариваться отсутствием подъемных приспособлений.

25 октября. Погода невероятно скверная, норд с холодным ливнем. Все работы стоят, дороги размыло окончательно. Доставка грузов крайне затруднена, арбы попадают в ямы, затянутые жидкой грязью. Деннеке вернулся из Белого города в таком виде, что с него стоило снять фотографию - все лицо густо залеплено грязью, только глаза видны. Был у Марковского (помощника [Окружного горного инженера] Гаврилова), он сообщил мне массу ценных сведений относительно Биби-Эйбата, и где можно достать трансформаторные места. Потом пришел Гаврилов, и мы беседовали о признании наших будок "не огнедышащими" зданиями. Это будет довольно трудно, но может быть удастся. Советовал просить у Шапошникова разрешение на поста[но]вку 2-х будок на бечевнике. Попробую.

26 октября. Ездили с Деннеке в Белый город, дорога не поддается описанию, ехать приходится шагом, и в некоторых местах вода заливает подножки фаэтона. У нас почти все работы стоят, только крановый монтер геройски борется со стихиями, да у нас идут бетонные работы внутри зданий. Белогородские стропила нам дорого обойдутся!

27 октября. Пятый день норд с дождем, можно в отчаяние впасть. В Биби- Эйбате работают под брезентами и притом до глубокой ночи под электрическим освещением, но все-таки дождь очень мешает. Стропильный монтер [Петербургского] Металлического завода положительно молодец - 8 ферм поставлено, несмотря на убийственную погоду. Был у Достакова (Управляющего Совета съезда [нефтепромышленников]), беседовали о кабельной прокладке на промыслах. Достаков выражал удовольствие по поводу того, что освещение в Балаханах заметно улучшилось, и дороги теперь удовлетворительно освещены. Со стороны Достакова мы встретили полное содействие. Он обещал дать нам план промыслов, но просил принять какое-нибудь участие в расходах. Отложили этот вопрос до приезда Фейгля. Сегодня приехал монтер Харьковского паровозного О-ва, и инженер Страсбургер заявил, что ему нечего делать и что он уедет. Я ему выставил на вид, что вопрос о быстроте сборки стропил для нас важнее всех других вопросов, и что Харьковский завод должен, не жалея расходов, торопить установку. Удерживать я его не стал, потому что от него пользы мало, и может быть монтер окажется толковее. Приехал инженер от "Зейферта", но с ним говорить пока не о чем, вопросы назреют во время сборки.

28 октября. Опять дождь, дело не идет вперед. Занимался сметами на полное оборудование [электро]станций. Пересчитал кабели, вижу, что можно принять для Бейбата 3х16 мм2 для моторов, расположенных близко к подстанциям. Никак не могу попасть в Сабунчи, дорога непроезжая, а на железной дороге приходится ждать по часам, пока попадешь в поезд. Ввиду крупной стоимости построек, решили пока не строить второго этажа на казарме в Сабунчах, может быть, обойдемся одним этажом и подвалом. Это составит 10000 руб. экономии, и вообще будем соблюдать крайнюю экономию в постройках.

Ссылки:

  • Бакинский дневник Р.Э. Классона (1900-1902 гг.)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»