Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Бакинский дневник Р.Э. Классона13 Сентябрь 1900

9 сентября. Утром рано ездили на Биби-Эйбат - горел фонтан у [нефтепромышленника] Зубалова - но опоздали, когда приехали, горели только амбары и пара вышек. Везут первую динамо на Биби-Эйбат, но везут ее на боку, так как извозчики отказались везти ее стоя, как надо было бы. Месяца два тому назад я говорил Арнольду Михайловичу, что нам надо сделать телегу на рессорах с платформой для перевозки динамо. Но он заявил, что этого не надо и что он устроит дело с извозчиками так, что они повезут динамо стоя. Теперь я ему напомнил об этом и просил прислать таких извозчиков, которые бы согласились везти динамо на своих лафетах стоя. Посмотрим, удастся ли. Во всяком случае, мы рискуем повредить динамо, но теперь уже делать нечего. В Москве и Петербурге была та же история, и там были специальные телеги. Здесь я уступил Фейглю потому, что динамо для Биби-Эйбата невелика, и, может быть, удастся их доставить на лафетах. Вечером получили три чертежа от строительной конторы "Сименса и Гальске". О боги, что это за чертежи! Как будто чертили гимназисты, а не инженеры: двери в трансформаторной будке меньше чем диаметр трансформатора, так что последний нельзя внести. И Ридер (новый, очень глупый немецкий инженер от "Сименса и Гальске") говорит, что трансформатор ведь можно разобрать!! Конечные муфты поставлены друг против друга, и между ними расстояние всего в восемь сантиметров! Интересно, кто может пройти через такой проход, моя рука даже не пролезает! Лампы накаливания соединены на схеме последовательно вместо параллельного соединения, и всего этого строительная контора не заметила! Вольшке был болен и потому прислал Ридера, но все равно он должен был заметить всю эту ерунду. Потребую от Вольшке, чтобы он выставил Ридера. За что мы будем платить 200 (вернее 260 р.) такому дураку, который не знает, что лампы накаливания соединяются параллельно, а называется электротехником. Первую часть динамо-машин доставили на Биби-Эйбат, но отказываются везти следующие стоя.

11 сентября. Имел серьезный разговор с Блеккером о кране - его давно пора собирать, и это дело строительной конторы, а она все еще не решается, и запросила "Сименс и Гальске" в Петербурге, а те конечно, по обыкновению не отвечают ничего, и дело стоит. Сборка вещь нехитрая, но надо чтобы кто-нибудь за ней следил, а Красин поглощен строительными работами и свалкой машин. Кроме того, если мы сами будем все делать за Строительную контору, то она вовсе не нужна, и это я ему высказал. Обещал заняться краном. Беседовали с Вольшке насчет его чертежей, он сначала взял очень высокий тон и стал защищать свои нелепые проекты, но, в конце концов, сбавил тон и согласился, что надо все переделать. Очевидно, что он никогда дела с кабелями не имел, а это наводит на грустные размышления, особенно потому что ничего не слышно о переговорах с Лапортом. На Биби-Эйбате привезли вторую часть динамо. Подали прошение в Управление Государственными имуществами об отводе нам в аренду участка 58 до шоссе, не можем строить жилого дома от тесноты.

12 сентября. Сегодня Буринов благополучно отбыл в Белый город для постоянного жительства и поживет пока во временной конторе, пока не просохнет нижний этаж дома технического персонала, где будут жить он, Деннеке и монтеры. Там же будет столовая для монтеров и строительная контора AEG. Стюф начинает принимать участие в работах, но еще слаб. Кажется, он поправился, жара нет, осталась только слабость, но она проходит довольно быстро. Все некогда ближе познакомиться с доктором Яроцким, он, кажется, очень порядочный человек. Отказал [юрисконсульту] Пиотровскому, причем письмо составлено от имени Арнольда Михайловича [Фейгля], так как он приглашал его.

13 сентября. Беседовали с Деннеке о правилах внутреннего распорядка, которые надо установить во избежание краж и в интересах наибольшей производительности работ. [Архитектор] Шостовский заявил, что чувствует, что им недовольны, и что он сам сознает, что не справляется с работами. Я, конечно, не стал его удерживать и обещал уплатить ему жалованье до 1 января и уплатить за переезд. После его отъезда подсчитаем, сколько он нам убытку принес, я ценю убыток в 10000 рублей, Буринов - гораздо выше. Обойдемся вовсе без архитектора, много довольны!

14 сентября. Ездили с новым юрисконсультом Глазбергом в Белый город осматривать место бывшего пожара в казарме, чтобы определить, надо ли приглашать экспертов. Скучно все это ужасно, возня с Макарычевым окончательно надоела.

15 сентября. Было заседание, в составе всех трех [местных] членов Правления, и составлен протокол постановления. После обеда ездил с П.О. Гукасовым на постройку в Биби-Эйбат, завтра он поедет в Белый город с Аршаком Осиповичем* смотреть постройки. [Уволенный юрисконсульт] Пиотровский прислал Фейглю необыкновенно язвительное письмо по поводу отказа. Очень рад, что мы с ним расходимся. Написали отказ Геришу, он совершенно лишний в конторе и слишком глуп для того, чтобы получать 175 руб. Он предложил остаться на 100 р. в месяц, сознавая, что больше не стоит, но едва ли это будет хорошо.

16 сентября. В Белом городе был П.О. Гукасов, кажется, остался доволен постройками. После обеда поехали в Балаханы на пожар - громадный пожар, продолжающийся уже два дня - выгорело 112 вышек и много цистерн и амбаров. Больше всего пострадал "Нобель" - 24 вышки сгорели.

17 сентября (воскресенье). Сегодня уезжает А.М. Фейгль. Приготовили для него и для г. Арона фотографии [электро]станций. Ночью уезжает П.О. Гукасов. В субботу вечером был в Клубе [нефтепромышленников], чтобы покончить расчеты за освещение клуба и заключить новый договор. Говорил с Унановым о брандмауэре, и согласились (в присутствии гг. Фейгля и Гукасова) на то, чтобы Манташев строил брандмауэр. Но если это будет стоить больше 10000 рублей, то излишек уплачивает "Электрическая Сила". Хорошо, если бы он опять не надул нас. Не можем подыскать хозяйку для заведывания рестораном в Белом городе, а уж пора его налаживать.

18 сентября. Разбивали фундаменты в Белом городе под первую 1000- сильную машину и, ввиду важности этой разбивки, проверяли ее все поочередно. Кроме того, поручил Стюфу водрузить над фундаментом большой деревянный остов-шаблон, чтобы не сбить болтовых дыр. Строятся леса для кранового монтера, так как главные леса надо снимать для фундаментов из- за опоздания монтера.

19 сентября. На Биби-Эйбате в 5 час. дня вспыхнул большой пожар . Картина грандиозная, горели фонтанирующие вышки и большой амбар у Тифлисского Т-ва. Это уже шестой пожар на Биби-Эйбате за это лето. У Тифлисского Т-ва был только один рваный рукав, но воды не было ни капли - экономия!! Мораль из пожара: надо продавать моторы, а не отдавать в аренду. Слишком много риска при пожарах, а страховать моторы в вышках нельзя - 70 руб. с тысячи страховая премия. Кроме того, надо иметь на [электро]станции высокий балкон или вышку с телескопом или хорошим биноклем и планом Биби-Эйбата, чтобы сразу определять, чьи вышки горят и где надо выключать ток. Лес страшно вздорожал, процентов на 100 для некоторых ходовых сортов. Мы тоже пострадали, так как старались сбить цены на деревянную обрешетку крыш [электро]станций. А тем временем случился большой пожар в Балаханах, и пришлось отдавать кровлю по 2 рубля с квадратной сажени - дороже, чем раньше просили. Еще хорошо, что заказ был дан накануне этого пожара, теперь еще дороже обошлось бы.

20 сентября. Мартини принес чертеж распределительной башни на линии Белый город - Балаханы. Башня вышла очень хорошая, но, пожалуй, дороговатая. Получили первый запрос на электрическую энергию от "Нобеля". В Белом городе монтер проверил стены, и они оказались совершенно параллельными, разница на 70 метрах меньше одного сантиметра. Это заслуга Языкова, который неустанно следил за точностью работ. Фундаменты под машины идут очень быстро. Вел бесконечный разговор с представителем Шушинского [нефтяного] Т-ва насчет незаконной постановки 30-сильной машины вместо 15-сильной, которую мы имели право поставить по контракту. Придется уступить, так как мы совершенно неправы.

21 сентября. Ругался опять с "Сименс и Гальске". Очень неблагодарное занятие, тем более что строительная контора боится Геригена и не решается требовать от него решительных ответов, и тот виляет, сообщая в Петербург, что мы их задерживаем, представляя якобы новые требования. Ездил с Красиным на Биби-Эйбатские промысла изыскивать места для трансформаторных будок. Этим уже пора заниматься, но Строительная контора "Сименс и Гальске" едва ли что-нибудь сама сделает. Приходил подрядчик по перевозке тяжестей и говорил, что он раньше сделал письменное предложение Винкельману перевезти кабели по 15 рублей с барабана, с разгрузкой, навалкой и проч. без помощи платформы, на наших склизнях. Если это правда, что узнаю от Мартини, то Винкельмана прямо выгнать надо.

22 сентября. В Белом городе большое оживление, на фундаментных работах кладут сразу два фундамента под 1-ю и 2-ю 1000-сильные машины. Кладут постель под "Корнваллийские" котлы. Северная труба закончена, южная еще затянулась. Просил Когновицкого закончить наш жилой дом и, если можно, немного подправить уже испорченный Шостовским первый этаж. Прибавлять мы ему ничего не будем, только проезды оплатим. Теперь пароход очень нужен, между Биби-Эйбатом и Белым городом идут оживленные сношения, а с открытием действия мастерской в Белом городе (через неделю) еще усилятся. Сегодня вечером Мирзоевы прекратили пар, и часть абонентов осталась во мраке. Замечательно подлый субъект этот Гулиев, управляющий Мирзоевых. Недавно он от нас получил взятку в 200 рублей за то, чтобы продолжить контракт, а теперь прекращает пар. С особым наслаждением прекратили ему свет в его квартире, все равно у нас избыток абонентов, а ему это будет очень неприятно.

Ссылки:

  • Бакинский дневник Р.Э. Классона (1900-1902 гг.)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»