Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Бакинский дневник Р.Э. Классона12 Август-сентябрь 1900

26 августа. Были компанией на Тагиевской фабрике, смотрели уралит, стоит хорошо*. Поразили нас дешевые асфальтовые полы. Ирецкий уверяет, что ему квадратная сажень обходится при хозяйственном способе изготовления в 2 р. 50 к., а с нас просят 6 рублей. Решили образовать "асфальтовый департамент" в лице Красина и тоже заняться хозяйственной выработкой асфальта. Фабрика, в общем, очень интересна, места у них масса, море чистое, и пыли мало. Очень жаль, что мы тоже не забрались на [нефтяной участок] Зых рядом с [фабрикой] Тагиева, вместо того, чтобы жаться в тесноте рядом с цистернами Манташева и, чего доброго, и Мирзоева**. Расстояние до Сабунчей то же самое, что и от нас, а удобств масса. Долго беседовали с Тагиевым о его фабрике и знаменитом инциденте с Шапошниковым. Получили счета от "Униона", оказывается, что он на платформу [для разгрузки кабелей] тоже накладывает 30%!!! Наибольший эффект получится, если он подаст счет за полежалое тоже с надбавкой в 30%. Тогда его нерасторопность будет премирована, и чем хуже и дороже он будет работать, тем больше он заработает.

27 августа (воскресенье). Беседовали с юрисконсультом Каспийско- Черноморского О-ва о деле Макарычева, он сказал, что мы правы и что судом он с нас ничего не получит. Говорили также о деле Шушинского [нефтяного] товарищества (там нами поставлен 30-ти сильный двигатель полтора года тому назад, а по контракту мы могли поставить только 20-ти сильный). Надо будет поторговаться, так как мы, конечно, неправы. Сегодня должен приехать Павел Осипович Гукасов . Был Фейгль и диктовал большое письмо в Правление о трамвае и об "Унионе".

29 августа (праздник)***. Получено глупое письмо от AEG, они задержали монтера на две недели, решив, что он нам еще не нужен! Из-за их скупости (они не ответили на нашу телеграмму) мы потеряли около недели! Завтра выругаю их.

30 августа. Получена ведомость от "Сименс и Гальске" на заказанные машины и аппараты. Полноты, конечно, ждать нельзя было от этой ведомости. "Фицнер" прислал накладные, на этот раз он опять изменил адрес - все адресовано "Сименс и Гальске". Еще ни разу "Фицнер" не написал верного адреса! Идиоты!

31 августа. От абонентов в городе начинают поступать заявления о согласии и несогласии на новый тариф. Отказов пока очень мало - десяток ламп. Платформа для разгрузки кабелей готова, завтра Мартини хочет приступить к разгрузке вагонов. Получили известие, что в Батуми ожидается второй пароход с кабелями. "Унион", неизвестно зачем, выслал нам 14 ящиков предохранителей, которые понадобятся месяцев через 8-9. Боюсь, что нас так завалят, что мы переплатим массу денег.

1 сентября. Ездил на Биби-Эйбат и насилу доехал - Совет съездов [нефтепромышленников] ремонтирует единственное шоссе, ведущее на Биби- Эйбат, и закрыл по нему проезд. Теперь все грузы должны идти по берегу моря, где нет дороги. Нам пришлось выехать прямо в море фаэтоном, чтобы проехать мимо застрявшей в тине телеги. Совершенно не представляю себе, как мы проедем с котлами и машинами. Котельное здание на Биби-Эйбате готово, можно ставить стропила. Здание выходит чрезвычайно красивым. Проектируем у себя водоснабжение для Биби-Эйбатской [электро]станции, надо ставить на адмиральской земле. Боюсь, что если мы его надуем с трамваем, то он на нас обидится. Засыпка моря идет, но скоро иссякнет собственная земля с верхнего участка.

2 сентября. Началась разгрузка кабелей. За перевозку берут по 15 рублей за круг без навалки; Мартини обратился к нам, не возьмемся ли мы за перевозку. Спросили Фейгля, есть ли у него перевозчик тяжестей. Он обещал дать к понедельнику ответ. Получили разрешение на ветку от Закавказской железной дороги. Наконец!

3 сентября (воскресенье). Погода ужасная - норд с дождем. Насилу добрались до конторы, выехать никуда нельзя. Скучно.

4 сентября. В Белом городе бетонные работы идут довольно медленно, решили пригласить еще одного бетонщика. Садовник (немец по рекомендации Мартини) начал работы по планировке сада. Все щепки сносятся к будущему саду и сжигаются, зола пойдет на удобрение. Штукатурка внутри машинного здания идет успешно, хотя сегодня (понедельник) русские штукатуры пьяны и не работают. В техническом доме тоже все помещения штукатурятся. Начинают делать печи, сначала пробные, в двух кухнях, где будет ресторан для монтеров. Пожарный водопровод ведется, но задержка за насосом, не можем найти подходящего. Фейгль нашел возчика, который взялся за 15 рублей нагрузить, доставить и свалить каждый барабан. Сообщили об этом "Униону", хотя лично мне не хотелось бы всецело брать на себя доставку кабеля. Всегда впоследствии "Унион" будет отговариваться, что мы повредили кабель, если что-нибудь окажется не в порядке. Приехали динамо-машины для Биби-Эйбата, сейчас мы не можем их доставить - проезда нет по шоссе, придется подождать несколько дней. По справке оказалось, что мы можем их продержать на вокзале пять дней с уплатой по 80 коп. в сутки. Динамо пришли раньше, чем мы ожидали. О котлах все еще нет ни слуху, ни духу.

5 сентября. Ездили в Сабунчи, и при мне начали нагружать на телеги кабельные круги. Вышло недоразумение с возчиками, они отказываются разгружать вагоны, и берут круги только с земли. Обратился за разъяснениями к Фейглю, он обещал выяснить этот вопрос с подрядчиком. Постройки в Сабунчах идут лучше, но все еще неважно, а, главное, неэкономно, чересчур толстые балки ставятся под полы и потолки. Прибегал управляющий "Гохтана", предлагал опять заключить с ним контракт. Отказался, хотя освещение довольно-таки плохое на соседних промыслах, но неприятно иметь дело с таким позорным Обществом как "Гохтан".

6 сентября. Оказывается за кабели уже теперь надо платить 2200 рублей за полежалое. Мартини не унывает, так как уверен, что, в конце концов, мы заплатим за это! Мы все крайне заинтересованы исходом инцидента. За выгрузку без приспособлений требовали по 15 рублей с штуки, что при 60 кругах составит всего 900 рублей. Это называется финансовая операция! Установили ударно-буровую на Биби-Эйбате, завтра будем пробовать ломать шоссе с ее помощью. Проезда на Биби-Эйбат все еще нет, обещают завтра кончить шоссе, врут, конечно. Кранового монтера все еще нет, завтра будем телеграфировать. Прибыли уралит и болты для [паровых машин] "Бурмейстера". Нашлись двигатели для крана, лежали на вокзале. Вообще доставка вещей заставляет желать многого. Нельзя проверять, все ли доставлено, так как доставка продолжается иногда несколько недель, и отдельные части приходят в разное время. Для крана Белого города только сегодня доставлены цепь и болты.

7 сентября. В Белом городе теперь бетонные работы поставлены на широкую ногу. Пригласили на несколько месяцев бетонного мастера (100 р. в месяц) и решили пустить в ход строительный щебень, при этом приходится покупать только цемент. Цемента мы изведем баснословное количество, но все-таки бетон дешевле всего, особенно на Биби-Эйбате, где гравий стоит 13-15 рублей куб. Хозяйственные работы вообще чрезвычайно разрослись, в Белом городе сегодня у нас 138 человек собственных рабочих (не от подрядчиков). Весь строительный мусор пошел в дело, частью на бетон, частью на мостовую и площади для грузов. Постели под машины делаются отдельные, слишком дорого было бы делать общую, при том слабом грунте и обусловленной двухметровой толщине постели. Первый этаж моего жилого дома почти закончен, едва ли подрядчик соблюдет срок (1 октября). Спешно отделываются две комнаты в техническом доме - Буринов переедет на следующей неделе. Вернулся Стюф . Кажется, он поправился, жара больше нет, и перед отъездом ему сказал доктор, что в мокроте больше нет бактерий. Черт его знает, не врет ли. Показывали Фейглю телеграмму Правления относительно тарифа для городского освещения. Он отнесся скептически к этому делу и думает, что вообще вопрос о городском освещении не скоро еще выплывет. Получили разрешение от Горного инженера на казарму в Сабунчах.

8 сентября. Мартини сообщил, что кабельная телега только два дня тому назад выехала из Кельна. Это слишком поздно, и она придет тогда, когда уже не будет особенно нужна, так как будут наши телеги. Ездил с Фейглем в Белый город, встречаем комиссию из горных инженеров во главе с Дэви, которая осматривает Тагиевскую фабрику, и оттуда к нам приедет. Комиссия к нам не поехала, так как застряла за обедом на фабрике, и пригласила нас к себе. Беседовали довольно долго и вместе вернулись на Тагиевском пароходе в город; 30 минут езды всего и очень удобно, все служащие едут в город на пароходе. Комиссия к нашему Обществу отнеслась очень хорошо, приняла во внимание наши интересы и определила, что никому не отдадут южную часть 58-го участка [на Биби-Эйбате]. Фейгль заметил, что мы дорого платим за штукатурку - 1 р. 50 к. квадратная сажень, а он платит только 1 р. 10 к. Очень досадно, что мы промахнулись, завтра ставим подрядчикам ультиматум - 1 р. 10 к. или прекращать работу. Приехал монтер для крана - начало механической эры в Белом городе.

Ссылки:

  • Бакинский дневник Р.Э. Классона (1900-1902 гг.)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»