Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Бакинский дневник Р.Э. Классона10 Июль-август 1900

28 июля. Ездил с Фейглем к адмиралу, но оказалось, что он ушел в плавание на несколько дней. Хотели узнать от него насчет разрешения вести кабель по землям Морского ведомства и насчет концессии [на электроснабжение] Бакинского [электрического] О-ва, которая кончается 17 августа. Заехали на участок Биби-Эйбат, очень жаль, что прошедшая неделя так задержала работы. Теперь Биби-Эйбат уже нагнал бы Белый город, если бы не задержка с камнем. Касумов уплатил налог за карьеры и обещает, что будут возить с завтрашнего дня камень в достаточном количестве. Фейгль сообщил очень неприятную новость - торги на Биби-Эйбат* назначены на ноябрь месяц. Это очень скверно для нас, так как если мы не дадим тока к марту или даже февралю месяцу, то мы совершенно подрежем [электро]станцию, так как все обзаведутся котлами. Надо будет без всякой церемонии насесть на "Сименс и Гальске" и требовать неотступно проектов. В понедельник, говорят, приедет Энгель**, мы ему устроим бенефис и завалим его требованиями!

29 июля. Был в Государственных Имуществах, получил разрешение на пристань и на бечевник в Белом городе. Теперь можно строить пристань, обидно, что нет парохода, в нем уже начинает ощущаться нужда, сообщение между Белым городом и Биби-Эйбатом очень затруднительно - 15 верст езды. На постройке Биби-Эйбата опять оживление, камень опять подвозят, кризис кончился.

30 июля (воскресенье). Сегодня утром в 4 часа начался пожар в Белом городе - загорелось в казарме, где сложены были готовые оконные переплеты и где работают плотники. Несмотря на все меры, в казарме всегда лежат щепки, и, вероятно, это и послужило причиной пожара. Подрядчик обязан каждый вечер выносить все щепки, но в субботу была получка. И, вероятно, плотники побросали работу и не убрали всех щепок. По субботам у Языкова бенефис до поздней ночи, вся орда татар, персов и армян (человек 400) поет, пляшет, жарит шашлыки и иногда дерется так, что Языкову приходится их усмирять и выгонять из неуказанных мест. Спят они все под открытым небом и норовят забраться повыше, что для них же опасно, так как случается, что они падают сверху во сне. На Биби-Эйбате один перс сильно расшибся при падении во сне с верхушки лесов, куда он забрался вопреки запрещению.

31 июля. Подали в Губернское Управление пристань и водокачку в Белом городе на утверждение. Приложили копии с разрешения Управления Государственных Имуществ. Приехал Энгель, пока мы с ним особых разговоров не ведем, пусть осмотрится, потом мы на него насядем.

1 августа. Говорили с Фейглем относительно парохода. Он все-таки не хочет согласиться, что нам нужен пароход. Решили пригласить Тагиева и обсудить совместно этот вопрос. Для нас возможность быстро переезжать из Белого города в Биби-Эйбат играет слишком большую роль, для того чтобы мы не употребили всех усилий получить пароход. Арнольд Михайлович не знает условий эксплуатации электрических станций и потому так неодобрительно относится к пароходу. Решили поехать в четверг к адмиралу на [его электро]станцию. "Апшерон" ставит столбы (деревянные) в Черном городе.

2 августа. Адмирал приехал, и к нему сейчас же подъехало Бакинское электрическое О-во и просило отсрочить контракт до 1 ноября (трамвай на Баилов). Адмирал обещал согласиться, если они положат залог в 5000 руб. в обеспечение того, что они его осветят к 1 ноября. Очень обидно было бы упустить трамвай. Кроме того, адмирал, по-видимому, разлакомился, потому что передал через Когновицкого что, если мы хотим с ним говорить о трамвае, то чтобы к нему приехали завтра. К сожалению, я недостаточно знаю взгляды Правления на этот предмет и потому предоставлю завтра действовать Арнольду Михайловичу [Фейглю]. Очевидно, адмирал хочет торговаться, это для нас не выгодно, надо чтобы он просто выставил Бакинцев*. Казарму уже перестраиваем.

3 августа. Ездили к адмиралу, но два раза не застали его. Досадно. Ездил вместе с Арнольдом Михайловичем к "Апшерону", нас встретил там Верле, Bauleiter** от AEG. Общее впечатление от [электро]станции неважное. Машины и котлы хороши, но все окружающее носит какой-то мещанственный характер. Полы в котельном здании серые бетонные, стены не оштукатурены. В мастерской рядом с котельной вовсе нет полов. Словом, сэкономили, где можно и где нельзя. Двор не мощен, и подъезд к станции прямо невозможен. Сыпучий песок. Станция, в общем, сильно подвинулась и скоро будет готова, но так как сеть еще не начата, то они раньше 1 января не могут пойти в ход. Получили известие от AEG, что их Bauleiter приедет 13 августа. Энгель осматривает Балаханы, и пока мы еще не начали с ним деловых разговоров.

4 августа. Подали на утверждение контору в Белом городе. Был с Фейглем у адмирала, результат получился блестящий, концессия Бакинского О-ва сорвана, вопрос только в том, воспользуемся ли мы концессией.

5 августа. Получили нотариальное письмо от подрядчика Макарычева с требованием уплатить ему за сгоревший [при пожаре в казармах] инструмент. Составили опровержение в [газету] "Каспий", в общем, это неприятная история. На нашем доме Шостовский опять напутал, внутренняя стена попала в окно, а не в простенок. Получили от адмирала разрешение на прокладку кабеля по Баилову, но на довольно неопределенных условиях - мы должны поставить и освещать известное число "огней и фонарей", что это - лампы накаливания или вольтовые дуги? Надо будет это как-нибудь оговорить в ответном письме. Получили от адмирала копию контракта Бакинского О-ва. Просил Когновицкого составить план квартиры адмирала и пометить на ней качество нужных ламп, начнем проводку, как только получим ответ Правления.

6 августа (воскресенье). Обсуждали с Арнольдом Михайловичем план действия против неисправных плательщиков и составили циркуляр абонентам.

7 августа. В Белом городе кладут карнизы на главном здании, места для стропил оставлены. Телеграфировали AEG, чтобы высылала монтера для крана, пора собирать. Отдали подрядчику Арушанову кладку общей постели*** под все машины в 60 метров длины и 16 м ширины и около 1 метра толщины из думагзы по 1,56 руб. за куб. сажень. Теперь цены дешевле, и у нас нет больше той спешки, которая заставляла иной раз торопиться с заключением условия с подрядчиками. Водокачку отдали Касумову, как самому добросовестному подрядчику, но заставили его назначить цены ниже всех конкурентов. Приехал Ершовский и начал устанавливать станки в мастерской. Кончаем фундаменты под вторую пару котлов (N 3 и 4) и начинаем под третью пару. Казарма быстро восстанавливается. Настилают полы в доме технического персонала, надо будет основательно просушить квартиры - известковая кладка очень сырая. После обеда было большое заседание с Энгелем и Фейглем. "Сименс" пострадал. Неприятно вмешательство Реля в дела Строительной конторы. Если он и впредь будет соваться, то мы его должны будем сократить.

8 августа. На Биби-Эйбате делают перемычки на окнах машинного здания, засыпка моря идет усиленным ходом. Скоро перед временным жилищем Красина образуется вновь созданная площадка, на которой будут складываться грузы.

9 августа. Ездил с Фейглем в Сабунчи на наш участок, а затем в Забрат на его постройки. Здания у нас будут красивые, но они еще не скоро будут готовы. Подготовляем площадку в Сабунчах для приема кабеля, придется скатывать барабаны [из вагонов] без помощи крана, так как кран не будет готов к приходу кабеля. Станция Каспийско-Черноморского О-ва строится медленно, они едва ли особенно нас опередят. Вдоль дороги в Балаханы лежат столбы Апшеронского [электрического] О-ва, деревянные.

10 августа. Дует норд . Был Энгель, беседовали о сроках. Он получил телеграмму, что первый котел на днях будет отправлен. Но говорит, что ему известно, что у "Фицнер и Гампера" был свободный котел этого размера, и он его, вероятно, высылает, чтобы закрыть нам рот. "Бурмейстер" прислал глупое письмо - хочет теперь задержать отправку машин, что якобы нужно для приделки конденсаторов. Это совершенный вздор и из-за этого не стоит задерживать отправку грузов. Застраховали постройки.

11 августа. Было большое заседание с "Сименс и Гальске" относительно технических деталей, не преминули выставить на вид, что цены на кабели 3х120 [кв.] мм на 200 вольт в первоначальной смете были безобразно высоки. Дело, в общем, подвинулось, но будет ли все готово к 1 марта ? более чем сомнительно. Собрали сведения о стоимости гужевой перевозки на Биби-Эйбат. Цены довольно высоки, и, вероятно, перевозка морем была бы много дешевле.

12 августа. В Белом городе кончили совсем продольные стены машинного здания. На пристройке со стороны [участка] Манташева решили заменить своды из камня бетонными перекрытиями. В доме технического персонала полы в нижнем этаже настланы в 12-ти комнатах. В помещении строительной конторы AEG делают бетонные полы; окна и двери навешивают. Приехали электромоторы для Биби-Эйбата, заняли массу места в Белом городе. Приехал Деннеке , Bauleiter от AEG, ездил с ним на Баилов, завтра поедем в Белый город. На Баилове кладут уже вторые перемычки на машинном здании, выходит очень красиво. К 1 сентября здание должно быть готово под стропила. Шоссе идет очень медленно, мешает камень. Кроме того, тесать камень негде, тешут прямо на дороге. Начали переговоры с "Гефестом" о получении пара от него для освещения участка и адмирала.

13 августа (воскресенье). Был с Деннеке в Белом городе. Беседовали, между прочим, об устройстве какой-нибудь столовой для монтеров, им есть негде будет. Это вопрос довольно сложный, и мы еще не нашли решения для него. Деннеке мне нравится больше всех Bauleiter'ов, он очень скромен, и знающий инженер.

Ссылки:

  • Бакинский дневник Р.Э. Классона (1900-1902 гг.)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»