Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Бакинский дневник Р.Э. Классона09 Июль 1900

15 июля. Вели долгие переговоры с Релем об Арамянце, ничего не вышло. Беседовал с Фейглем о текущих делах и о городском освещении. На той неделе вместе едем к адмиралу, чтобы выяснить вопрос с кабельной прокладкой и с концессией Бакинского [нефтяного] общества. Подали Горному инженеру на утверждение проекты зданий для Биби-Эйбата. Написал Тагиеву отзыв о [проекте] его собственной [электро]станции и предложил ему оптовую цену в 1 руб. 25 коп. с лампы в месяц без замены ламп. Эта цена довольно выгодна, так как театр сравнительно мало горит**, а главное - моральное значение: если бы член Правления "Электрической Силы" устроил собственную [электро]станцию, то это было бы очень дурным примером.

16 июля (воскресенье). Были у Гольдлюста на обеде, беседовали с управляющим его кислотного завода, который рассказывал, будто у Манташева уже есть разрешение на кислотный завод. Это едва ли верно, но, пожалуй, лучше подать заранее протест.

***тоже был и советовал подать в техническую комиссию чертеж трансформаторной будки. Надо чтобы эта будка не была признана ?огнедействующей постройкой?, иначе нам трудно будет найти для нее место на промыслах. Мы уже давно требовали составления чертежей таких трансформаторных будок и от ?Униона?, и от ?Сименса и Гальске?, но едва ли скоро их получим.

17 июля. Получили одновременно чертежи трубопроводов от AEG и от "Сименса и Гальске" , очень поучительно их сравнить. У AEG проект разработан блестяще, все мелочи и детали указаны; чертежи вполне ясны и наглядны, так как все различные трубы закрашены разными красками. Наоборот, от "Сименс и Гальске" получены две световые копии, в которых надо долго разбираться, так как они не закрашены, и трубы проектируются одна на другую. Хуже всего то, что "Фицнер и Гампер" спроектировали трубопровод, вовсе не соображаясь с чертежами здания, и потому всюду попадают трубами в пилястры для крана. Конденсационные горшки вовсе пропущены. Вообще небрежность поразительная. Блеккер взял с собою один чертеж, чтобы его раскрасить и сколько-нибудь разобраться. И Блеккеру, и Вольшке было очень совестно за свою фирму. Фундаменты для [паровых] машин "Бурмейстера" тоже не раскрашены и даже не вычерчены сполна. Просто на старом чертеже поставлены новые размеры. А поместятся ли трубы в подвале, и останется ли проход, это очевидно нимало не интересовало ни "Бурмейстера", ни "Сименса".

18 июля. Разбирались в чертежах. После обеда ездил со старым Гольдлюстом в Белый город, работы идут тихо - было два армянских праздника.

19 июля. Идет укладка двутавровых балок под кран. Все балки выверяются по нивелиру. Надеемся, что крановой монтер не будет ругаться, что неверно сделаны пилястры, как это было в Петербурге и в Москве у "О-ва электрического освещения". "Атлас" работает только на одной трубе, для другой у него не хватает кирпича. В техническом доме делают перегородки и кончают их штукатурить, через месяц можно будет поселить в нижнем этаже монтера для крана и строительную контору AEG. "Апшерон" теперь часто дымит, и уже успел закоптить свою дымовую трубу. Но деятельности особой у него не видно, на дворе почти ни одного человека нет, и линии он еще не ведет. Говорят, его кабель уже пришел и лежит в Балаханах. Был у Мартини в конторе, но он сидел дома - нездоров. Поехал к нему и стыдил его за тагиевскую смету. Любопытно знать, будут ли наши "друзья"* платить 5% [неустойки], пока что-то об этом не слышно!

20-21 июля. Установили сроки доставки машин независимо от стропил. Был в Сабунчах и принужден был устроить враждебную манифестацию Шостовскому, который по несколько раз заставляет ломать одни и те же стены. Выставил десятника. Шостовский обещал больше времени посвящать разбивке и надзору в Сабунчах. Склад будет очень красив, другие здания отстали. Да мы их не торопим особенно, потому что при быстрой работе будет еще больше ломки. Авось теперь дело наладится. В общем, работа идет гораздо лучше, чем раньше, и кладка в общем удовлетворительна. Колодец вырыли на 5 сажен, трудно рыть, так как не хватает воздуха, придется устроить какую-нибудь вентиляцию. На Сабунчинском вокзале я должен был встретиться с Кудыщевым**, и вместе мы хотели определить место, где можно поставить кран (деревянный корабельного типа) для разгрузки кабелей и электромоторов. Кудыщев опоздал, и я напрасно прождал его, завтра пошлем телеграмму в Управление Закавказских железных дорог о разрешении. На Биби-Эйбате, кажется, произойдет задержка. Не хватает камня, подвоз ослабел и не поспевает за работой. Все запасы камня уже израсходованы, и мы можем сесть на мель. Причина - налог на каменоломни. Установлен вдруг городом для городских карьеров, из которых Биби-Эйбатская [электро]станция главным образом питалась, многие карьеры остановили выработку. Кирпич, рекомендованный Буйновым, оказался очень плохим, и Красин забраковал его. Засыпка моря сильно продвинулась, пока никто не мешает.

22 июля. Получили сенсационное извещение, что наша несчастная ветка не разрешена Управлением Закавказских железных дорог. Придется завтра ехать в Тифлис переговорить с Акоронко - в чем дело. Скандал, если бы нам пришлось перегружать у самой [электро]станции! В случае неуспеха в Тифлисе придется обратиться в Министерство. Вели переговоры с Кудыщевым относительно "оправдания" наших грузов на [товарной] станции и составления в случае нужды актов, а также об организации гужевой доставки грузов на Биби-Эйбат. Телеграмму в Тифлис не отправили, переговорю лично. Разрабатываем проект водоснабжения и водоотвода.

23 июля (воскресенье). Читал контракт с "Сименс и Гальске" и впал в грусть: все наши обязательства нами исполняются, мы исправно платим 30% и 12,5% надбавки нашим друзьям, а получаем от них весьма сомнительной ценности "проекты" с опозданием на несколько месяцев против сроков. Завтра должны получить из Государственных имуществ разрешение на устройство (принципиальное) пристани, уже внесли в казначейство 500 руб. аренды. Сегодня вечером еду в Тифлис.

24 июля (А.Л. Буринов диктует). В Белом городе в машинном отделе арки над окнами почти окончены, работы осталось дней на пять. Чтобы не задержать постройку машинных фундаментов, половину лесов уберем, не ожидая стропил. К сожалению, мы забыли спросить у Харьковского [паровозного] завода размеры плиток под стропильными фермами, теперь придется оставить большие гнезда для них. В Баилове задержка из-за камня. Касумов пошел к Тагиеву (он член думы) с просьбою оказать давление на думу, неожиданно обложившую каменоломни городским сбором. Касумовым выданы задатки каменоломням, в общем тысяч пять. Теперь он боится, что не соберет задатков обратно. Скверная история. От "Папе и Геннеберг" получена смета на опреснитель для Баилова. Они предлагают трехкорпусную систему за М.15 900* - без провоза и пошлины. Хорошо, но дороговато.

25 июля. С Алиджаном приходится браниться при каждой встрече. Сегодня я сказал ему, что он больше не получит ни одной постройки, если не будет добросовестнее следить за кладкою. Для бетонных работ на мастерской готовы своды. Недели через три можно предложить конторе "Унион" перебраться в Белый город в первый этаж дома технического персонала; туда же поместить AEG. Желательно, чтобы и Марьян Эрастович** переехал в Белый город. "Гефест" поставил сторожа на дороге и не пускает наших арб, но после того как мы пригрозили судебным процессом, снял сторожей.

26 июля. Всю ночь и сейчас горит Биби-Эйбат . Загорелся фонтан, и ночью пламя поднималось сажен на 70 вверх. Если бы дул норд, то сгорели бы все промысла. У Касумова нет камня, и работы почти стали. Кажется, он хочет разыграть городской налог себе на пользу. Боюсь, что кончился наш с ним медовый месяц. По проверке вещей для Биби-Эйбатского крана оказалось, что не хватает половины передаточного вала; вероятно, он позабыт на [товарной] станции. Вообще получка и доставка грузов со станции у нас еще не организована. Надо будет заинтересовать начальника товарной станции***. (Р.Э. Классон диктует). Вернулся из Тифлиса. В Управлении Закавказской железной дороги обещали дать разрешение на ветку; так как они сами сознают, что поступили по-детски, обидевшись, что мы им указали, что паровозу нельзя ходить по нашей ветке. Они это прекрасно сами знают, но говорят, что это их дело указывать, где можно ходить паровозу, а где нельзя. Подал им второе прошение, которое тут же написал, выражая согласие на их условия. Относительно устройства крана говорил с Акоронко, он обещал содействие.

27 июля. В Белом городе прежний темп работы. Можно было больше сделать, но подрядчики видно не хотят увеличивать числа рабочих, видя, что все равно они кончат раньше срока. Перекрывают окна на средних стенах машинного здания. Фундаменты под котлы NN 1 и 2 окончены; борова тоже. Делают фундаменты под котлы NN 3 и 4. На постройку приехал Мартини и Ко; опять был разговор о Тагиеве и его театре. Мартини все-таки понял, что это был неправильный поступок с его стороны и старался объяснить это тем, что у него как раз свободное время было. Я не воздержался и выставил ему на вид, что это единственное проявление деятельности со стороны Винкельмана. Прошлый раз Мартини упал на лесах и теперь очень осторожно ощупывал и осматривал, боясь опять упасть. Опять написали Манташеву письмо о брандмауэре. Фейгль уплатил 10000 руб., остальные - со временем, когда выяснит, сколько осталось за ним.

Ссылки:

  • Бакинский дневник Р.Э. Классона (1900-1902 гг.)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»