Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Бакинский дневник Р.Э. Классона06 Июнь 1900

29 мая (Духов день). На участке Биби-Эйбата начали класть фундаменты под стены, очень мешает скалистый грунт. Подвоз камня идет хорошо, на участке свыше 30000 штук думагзы, и ежедневный подвоз тоже идет успешно. На фундаментных рвах работает 48 землекопов, но подвигаются лишь шаг за шагом. Камень подвозят водой к временной пристани.

30 мая. В Белом городе заметно уменьшение числа рабочих - наступила жатва ячменя, и чернорабочие армяне и персы ушли в поля. Говорят, через две недели опять будет достаточно рабочих. Начали закладывать фундаменты под мой жилой дом, напали опять на керосин и всякую гадость, вытекшую из цистерн Манташева. Ну, приятный сосед попался!! От Буйнова нет ни планов, ни фасада моего дома. Строим по его черновику, скучно с ним иметь дело. Начали строить баню и конюшню (без разрешения), а также крематорий для экскрементов. Закончили укрепление набережной, выиграли на этом больше одной сажени береговой полосы. Пароходные предложения так и сыплются, но все неподходящие. Другой маклер предложил "Вьюна" за 15 000 руб., мы, было условно согласились (телеграфировали Правлению), но хозяин опять повысил цену до 18000 руб. Получили разрешение от Гаврилова на склад на Биби-Эйбате, завтра начнем строить и застраивать "Гефесту" двери и окна, он упрям до глупости, все еще протестует! Гаврилов рекомендовал на лето студента-практиканта, надо взять. Гаврилов действительно любезен чрезвычайно и все для нас делает. Обсудил с Фейглем проект отчета, присланный Правлением. Был у Веселаго по его приглашению, оказывается, что Морское министерство предпочитает воздушную проводку через их землю вместо кабеля**! Вот комики! Я, конечно, обрадовался и обещал ему вычертить все детали проводки. На Биби-Эйбате вышла неловкость по отношению к адмиралу: выстроили временный барак на его бечевнике, не спросив его согласия; он обиделся и отказал в разрешении.

31 мая. Пришел, наконец, чертеж от AEG с отверстиями в средней стене, он пролежал 11 дней на почте в Баку! Оказывается, что отверстия, оставленные нами в средней стене по своим соображениям, совпали с новыми отверстиями. Это чрезвычайно приятно. Только одно окно придется прорубить, которое мы нарочно пропустили (для паропровода малой машины), так как не знали, как выйдет фундамент. Рельсы все еще не идут! Положительно нам не везет с железнодорожной веткой, когда-то она еще будет готова. Склад через неделю начнем перекрывать сводами. Шоссе через неделю дойдет до склада.

1 июня. В Белом городе начали строить баню для рабочих, лебедка устанавливается на временном фундаменте, вода подается прямо на леса, всюду проложен водопровод. На Биби-Эйбате расчищают место под склад, завтра начнут рыть фундаменты. Обругал подрядчиков за то, что прекратили работу на шоссе. Вообще очень жаль, что состоялся mesalliance татарина Касумова с евреем Сосновичем. Они совершенно противоположные типы, и будь Касумов один, дело шло бы гораздо лучше. Соснович хотя и инженер, но понимает гораздо меньше Касумова в постройках. Как мы примем грузы на Биби-Эйбате, я себе еще совершенно не могу представить, одно средство - быстро выгнать главное здание, чтобы уменьшить горы камня и песку. Произвели совместно с Вольшке изыскание, как провести воздушную линию до городской черты, решили выйти из [электро]станции кабелем, подняться кабелем же на гору и там поставить большой столб, затем воздушными проводами идти до городской черты, а потом кабелем по шоссе в город. По городской земле не удастся, вероятно, идти воздушными проводами, так как сейчас за морской землей идет солдатский лагерь, а потом кладбище. А ни с милитаризмом, ни с клерикализмом, вероятно, не удастся прийти к соглашению. Да и разница в стоимости линий воздушной и подземной не так велика, благодаря гористой местности.

2 июня. Вдруг сели на мель с цементом: ни у "Кайзера", ни у "Гольдлюста" нет ни одной бочки! Скупил последние 300 бочек у "Тильманса". Если через три дня не придет пароход с цементом "Кайзера", то у нас остановят работы на главных зданиях. А ведь как уверяли, что в цементе недостатка не будет! Получили чертежи от AEG с перестановкой и разочаровались. AEG так кричал о громадной работе, а сделал сущий пустяк. Только фундаменты машин действительно перечерчены, а остальные чертежи просто "Spiegelbild"*, которые мы сделали здесь в 3-4 дня. Маклера с пароходами совершенно одолели, больше не хочу с ними разговаривать.

3 июня. Буйнов принес, наконец, планы и фасад нашего дома, передадим ему еще проектирование здания конторы. А то Шостовский будет только отрываться от надзора, а Буйнов сделает все-таки лучше. С маркшейдером Горного округа идет бесконечная возня - он должен был отвести нам границы участка, и уже две недели оттягивается поездка. Вчера, наконец, поехал и вернулся - норд дует. Сегодня опять норд. Вчера вечером я наблюдал уже пятую грозу со времени приезда, вопросом о громоотводах, значит, пренебречь нельзя. На Биби-Эйбате опять принялись за шоссе, где мы, однако, поставим грузы, это совершенно пока не известно.

4 июня. В Белом городе пустили на пробу паровую лебедку и паровую машину для освещения. Лебедка безобразна, очевидно, техник Каспийско- Черноморского общества утратил даже представление о том, что такое исправная машина. Паровая машина хорошо отремонтирована, работает мягко. Встретил [местного представителя новороссийского] "Кайзера" и набросился на него за то, что он нас подвел с цементом. Но встретил неожиданное возражение: оказывается во время моего отсутствия Арнольд Михайлович Фейгль взял наш цемент у "Кайзера" для своих буровых, заявив "Кайзеру", что нам столько не нужно. Картина! У [геленджикского поставщика] "Тильманса" мы нашли 250 бочек. Если через три дня пароход не придет, то остановится работа на обеих [электро]станциях.

5 июня. На участке Бейбата фундаментные стены подвигаются довольно успешно. "Гефест", наконец, убрал всю свою дрянь. Разбиваем склад, и завтра будут рыть фундамент под склад, который безобразно затянулся благодаря "Гефесту". Нужно строить еще один временный барак для помещения рабочих. Ездил к Гаврилову спросить, можно ли выстроить на границе, не отступая пяти сажен. Нельзя. Будем строить посередине. Условились с Фейглем ехать вместе завтра к Шапошникову, поставил ему ультиматум. Фейгль по телефону просил Ефимова передать об этом Шапошникову, что тот обещал сделать. На Биби-Эйбате первая остановка из- за запоздания чертежей, полдня партия каменщиков стояла. Выставили это на вид Блеккеру. Был в Сабунчах с Мартини. Маркшейдер наконец обмерил участок и о, ужас!, оказалось что землемер Каспийско-Черноморского общества отчаянно наврал, одна точка теперь передвинулась на 5 сажен, а другая даже на 7 сажен! А еще Арнольд Михайлович обиделся, когда я сказал, что не доверяю обмеру его землемера, так как, судя по рассказам Лихутина, обмер производился страшно халатно. Хороши бы мы были, если бы согласились ограничиться прежним обмером: пришлось бы ломать здания, а другие отстояли бы не на 5 сажен от границы, а на 9-10. Рассказал Арнольду Михайловичу, тот обещал выставить дно из землемера. Был Винтерниц, купил у него несколько бочек цемента по 5 руб. 70 коп. для Бейбата. Лучше остановить Белый город, чем Бейбат. У "Тильманса" нашлось еще несколько бочек, купил и те. Мы теряем теперь по 40 коп. на бочке. Больше "Тильманс" нам не решается ставить в счет, другим он продавал с надбавкою в 1 рубль.

6 июня. Был у путейца, оказывается, что наше прошение все еще не отправлено в Тифлис. Вчера его напугал Кутыщев (начальник товарной станции, с которым мы ведем переговоры относительно доставки нам грузов), будто мы хотим жаловаться, и теперь путеец обещает приступить к прокладке ветки, не дожидаясь разрешения. Путеец мне так противен, что я с трудом могу с ним разговаривать, тем более что я ничему не верю из того, что он говорит. Обидно, что рельс до сих пор нет, могли бы сами проложить путь. Получил 475 штук шпал через Кутыщева.

7 июня. Приехал Красин. В Балаханах работа идет медленно из-за архитектора, который еще не разбил здание. Торопим его ежедневно. Вообще архитекторы - скучный народ, и мое предубеждение против архитекторов вообще получило новое подтверждение. Окончательно отвели участок на Бейбате.

8 июня. Переговорил с Фейглем относительно Бакинского общества и его концессии. Пароход отдают за 15000 руб., но Фейгль находит, что еще рано покупать его, что дорого будет стоить его содержание. Собственно говоря, главный довод против покупки теперь же парохода - это отсутствие пристаней, но вопрос, найдется ли впоследствии опять пароход. Контракт Тумаева опять переделываем, все равно невыгодно. "Гохтан" прислал глупый проект договора, который я ему вернул. Пиотровский тянет дело Адамова*. Кажется, придется плюнуть на всю эту процедуру и взять 9-ти месячный вексель без %%, как предлагает Адамов, все равно толку не будет. Обсуждали всей комиссией фасад Биби-Эйбатской [электро]станции - выходит красиво, но дорого. Сидели несколько часов и ничего не высидели, отложили решение на завтра.

9 июня. Прибежал в отчаянии Алиджан, говорит, в Сабунчах опять остановка - архитектор поручил разбивку десятнику, и теперь один жилой дом выехал за пятисаженную охранную черту на целых две сажени! Фундамент вырыт, пожалуй, придется засыпать. Обнаружилась ошибка в чертежах окон, посланных в Правление для заказа, очень досадно. Подали на утверждение в Строительное отделение мой дом, конюшню, баню и крематорий [для экскрементов]. Паровая лебедка в Белом городе подаст весь камень наверх. Установили паровые насосы "Вортингтона", качают воду на постройку. Спросили Гаджи-Алиджана насчет цен на штучный камень, назначил намного дешевле, чем с нас требуют. Надо будет завтра к Тагиеву сходить.

Ссылки:

  • Бакинский дневник Р.Э. Классона (1900-1902 гг.)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»