Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Бакинский дневник Р.Э. Классона04 Апрель-май 1900

27 апреля. Приехал Мартини * с коммерческим сотрудником Винкельманом. Были на участке Биби-Эйбат, там ломают камень, планируют местность и строят бараки. Очень трудно будет быстро строить, негде положить камень и тесать его. Камень, выломанный на участке, пойдет на шоссе, очень пригоден для этого. К удивлению, путеец был на участке и разбил железнодорожный путь! Получили от Манташева нотариальное разрешение проложить нашу [железнодорожную] ветку по его земле. Кончили с подрядчиками Касумовым и Сосновичем. Решили вести трубу [с питательной водой] внутри зданий на Биби-Эйбате, слишком тесно на участке, труба загородит проезд, если ее ставить, как в проекте указано.

28 апреля. Ездили с Мартини на участок Белый город, он поражался быстротой работы. Южную трубу начали закладывать на большей глубине, чем северную и кладут цоколь ниже, чем клал Алиджан. Шоссе идет медленно, подрядчики обещают с субботы увеличить число рабочих. В жилом доме для технического персонала решили делать подвал. В общем два татарских праздника заметно задержали работы: сооружаем маленький мол на берегу моря и свозим к берегу глину, чтобы поднять местность и засыпать соленый, мягкий как зола, песок. Подписали контракт с подрядчиками Касумовым и Сосновичем на Биби-Эйбат. Пригласили для Биби-Эйбата архитектора Когновицкого за 4000 руб. в год (на один год). Отказал Тургеневу, совершенно не приспособлен к работе, по феноменальной бездарности обещал ему за два месяца на выход. Расположили здания в Сабунчинском участке, надо начинать постройку в мае, не позже**. На участке Белый город заканчивают устройство электрического освещения в бараках и конторке. Путь разбит, проходит очень удобно, ничего не пересекает, не то что раньше путеец хотел сделать.

29 апреля. Фундамент южной трубы [в Белом городе] подвигается очень медленно, сильно мешают обвалы земли. Мощение шоссе подвигается довольно быстро, добавим 8 человек мастеров. Начали поднимать западную стену главного здания и оставлять отверстия для воздушных каналов, одновременно с западной стеной быстро поднимается и средняя стена. Был [юрисконсульт] Пиотровский, заместитель Шона***. Хорошо, что Шон уходит, пользы от него все равно никакой, но был, пожалуй, даже вред, зря деньги получал. Оказывается, что он только теперь передал Цатуровское дело Пиотровскому, больше месяца оно у него пролежало, и он не мог его даже в суд подать! Пиотровский не страдает избытком талантливости и далеко вероятно уступает Шону, но, кажется, старается. А.М. Фейгль предложил ему 100 руб.[ в месяц], все-таки экономия на 100 руб. Был у Гаврилова, обещает разрешить временные постройки на бечевнике (объездчик Государственных Имуществ требовал, чтобы мы прекратили работу). Подали в Управление Государственных Имуществ повторение прошения о воздушной линии Белый город - Балаханы и оскандалились при этом - сослались не на тот номер наших прошений. Очень досадно!

30 апреля. Страшнейший норд , все работы стоят, ни выехать, ни выйти нельзя.

1 мая. Был у Достакова (управляющий делами Совета съездов [нефтепромышленников]), очень любезен, можно будет ладить. Показал мне прошения "Апшерона" относительно прокладки кабеля по Балаханам (те тоже не решались идти воздушными линиями по Балаханам!)*, подадим более подробное прошение. Достаков просил осветить ему два барака, я обещал сделать дешево. Был у Буйнова, просил ускорить разрешение мастерской (боюсь, кончим раньше, чем получим разрешение начать постройку), а также проект моего жилого дома. Просил разрешить заменить на складе стропила сводами по двутавровым балкам; можно. Поехал к Шапошникову, не застал. Его помощник Ефимов сказал, что есть из Министерства телеграмма об отводе нам участка, но она у Шапошникова, а в делах нет. Хороши порядки! Ефимов говорит, что препятствий не будет для проведения линии Белый город - Балаханы и что проекты у землемера. Разыскал землемера, тот обещал завтра же представить их на утверждение. Собственно говоря, отвод 2000 [квадратных] саженей Морскому ведомству нам не помешает. Участок достаточно велик, разве только, что "Гефесту" ничего не достанется на расширение. Был Нич от "Лесснера", беседовали несколько часов подряд. Он очень знающий человек и с паровыми машинами знаком хорошо, с электрической частью видимо мало, но это не беда. Производит впечатление добросовестного человека. Может быть, и ничего плохого не будет, если закажем "Лесснеру", рискнуть можно, хотя AEG конечно взвоет.

2 мая. Был с Ничем на участке Белый город. Шоссе теперь идет хорошо. "Атлас" опять застрял с северной трубой, а на южной фундамент кладут неважно. Гофман ездил снимать фотографии с участка. Профиля железной дороги все еще не получили, несмотря на обещания путейца. Опять разговаривали с Ничем, составили протокол, просим Правление заказать машину. Был управляющий "Гохтана"**, ставит несообразные требования. Мы решили совсем закрыть его [электро]станцию и не давать ему свет. Надо будет купить кран для кабелей и устроить кабельный двор в Балаханах. Кончили дело с Тумаевым (невыгодно для нас) и с "Руно" (выгодно)***. "Доехали"-таки "Вишау". Заплатил 1000 руб. и дал вексель, с уплатой %% вперед за 3 месяца, на 2900 рублей. Дали ему свет. Хорошо прижали его! С Биби-Эйбатом дело подвигается медленнее, чем хотелось бы. И Блеккер, и Когновицкий не представляют себе ясно хода работ, нет опытности, не знают, за что взяться. Будем торопить их, пока не наладится начало работ. Ломка камня на участке Биби-Эйбат идет тоже довольно медленно - ручная ломка. Надо бы динамитом, но не стоит заводить об этом разговора, слишком незначительная работа. Решительно негде будет повернуться на участке во время постройки благодаря его глупой форме. Постараемся отвоевать лучшую.

3 мая. Одолевали посетители. Рад буду, когда переберемся в Белый город всей конторой, все-таки далеко, меньше народу будет приходить. Заказали трубу для Бейбата заводу "Атлас" за 6000 рублей без фундамента и раствора. Был на участке Бейбата, работа идет, несмотря на вчерашнее требование объездчиков из Управления Государственных Имуществ прекратить работу. Конторка на бечевнике обкладывается кирпичом. Велел продолжать работу и, в случае если объездчики будут угрожать протоколами, требовать такового. Когновицкий разбивает место для [дымовой] трубы, завтра начнут рыть котлован для нее. Увы, у Когновицкого совсем мало вольт, хотя, впрочем, он старательный. Нет практики! Зато с адмиралом легко теперь, мы его же камнем сделаем шоссе и освободим фасад от давившей его раньше горы со стороны бечевника Морского ведомства. Приехал Вольшке, первым делом он должен заняться изучением магистральных линий по Биби-Эйбатской [электро]станции и выяснить сравнительную стоимость воздушной линии и кабеля. Дали ему для содействия Зайковского. Лучший чертежник Гирш кажется "принимает внутрь" после первых чисел месяца. Это задерживает подачу чертежей железнодорожной ветки, которую я вызвался перечертить у нас для большей скорости. Получим профиль ветки от путейца, жаль, рельсы поздно придут.

4 мая. На участке Белый город Алиджан еще прибавил народу, теперь там человек 400, подвоз белого камня идет успешно, тридцать арб его подвозят. Ворота закапало нефтью во время последнего норда, с амбара, саженях в 150 к северу от дороги, срывало пену и несло на ворота, очень обидно. У Сарумова по обыкновению неважно идет, швы косые и пилястры не по отвесу, больше он ничего не получит. Был управляющий "Гохтан"?, на него была устроена атака. Он нарушает контракт, и я потребовал, чтобы он это подтвердил письменно, что он по глупости и сделал. Теперь мы ему заявили, что ввиду заявления о нарушении контракта с его стороны, наши обязательства так же прекращаются, и мы на днях прекратим ему освещение ввиду его чрезмерных требований (увеличение против прежнего контракта на 350 руб. в месяц). Он испугался и предложил пойти на уступки. Произошел бурный разговор, в котором по телефону принимал участие А.М. Фейгль. Кончилось тем, что мы сегодня напишем "Гохтану" нотариальное письмо. Управляющий "Гохтана" побежал к Фейглю, боюсь, что тот сдрейфит и уступит. Получили разрешение от Управления Государственными имуществами на прокладку воздушных проводов Белый город - Балаханы (Ефимов). Получил от Горного инженера вторичное разрешение на постройку в Бейбате ([электро]станция). Получил разрешение адмирала на постройку шоссе. Пришла [пишущая] машина Ремингтон (Долго!).

5 мая. Обсуждал с Мартини расположение зданий и детали кабельной прокладки. Получил разрешение Горного инженера на временные постройки на Биби-Эйбате. Был на Биби-Эйбате, обругал подрядчиков за неисполнение требований архитектора. Благодаря происшедшей неурядице день пропал, рабочие на шоссе и на котловане под трубу бросили работу. Подрядчик обещал завтра все наладить. В Белом городе был Тагиев, Буринов с ним ходил и показывал все постройки. Тагиеву, по-видимому, постройки понравились, и вообще он остался доволен. Хотя конечно он не преминул поднять вопрос о цементе и извести. Для главного здания он, впрочем, уже признает цемент. Был Буйнов с офицером от губернатора, просил устроить иллюминации к приезду [Персидского] Шаха. Скучно это, и мы только самую жалкую иллюминацию можем устроить при нашей позорной станции*.

6 мая. Были в Балаханах, изучали участок под [трансформаторную под]станцию и вели переговоры с Фейглем и Бардским. Ездили смотреть его [электро]станцию и торжествовали: он перешел на цемент! Начали переговоры с подрядчиком для Балаханов - братом нашего Алиджана. Каспийско-Черноморская [электро]станция пойдет в ход не ранее февраля, не очень-то много они нас опередили. Я думаю, что это они напрасно так в землю углубились. Решили с Языковым вести среднюю стену, оставив отверстия по нашим соображениям. AEG уже на вторую телеграмму не отвечает, это подозрительно. В Белом городе Стюф ставит леса для главного здания, ему поручена вся постановка больших лесов, как специалисту по таким сооружениям.

Ссылки:

  • Бакинский дневник Р.Э. Классона (1900-1902 гг.)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»