Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Бакинский дневник Р.Э. Классона02 Апрель 1900

31 марта. Был на Биби-Эйбатском участке с Касумовым (подрядчиком, рекомендованным Фейглем), поручил ему разровнять участок и сколоть скалу в углу нижнего участка. Определили направление шоссейной дороги по морскому бечевнику. Занимались дебиторами "Света", написали массу писем**. Получили сразу три предложения стенографисток. Подали в Горный округ чертежи кабелей и послали образцы.

1 апреля. Были на участке Белый город. Работы по постройке временных бараков подвигаются довольно успешно, барак N2 готов. Котел устанавливается на ноги (купили у "Листа"), и начинается кирпичная кладка. Насос "Ниагара" не берет грязной воды, купили насос "Летестю" 10 дюймов. Подает массу воды, можно приступать к дымовым трубам, купив второй насос. Подали Шапошникову *** прошение об устройстве пристани в Белом городе. Подали в Губернское Управление прошение о разрешении временного электрического освещения на нашем участке в Белом городе. Узнали через письмоводителя Губернского Управления, что Манташева цистерны пока не утверждаются. Он обещал наши котлы дать на подпись в начале будущей недели. Был у путейца, можно впасть в отчаяние от его глупости. Нашу ветку он так спроектировал, что она режет два здания пополам. Уверяет, что мы должны получить разрешение от Манташева на поста[но]вку стрелки на его ветке. Ввиду предстоящей ссоры с Манташевым я просил провести нашу линию от казенной ветки. Но он этого понять не может, сделаем сами проект. Очень старается, но пользы от него мало - глуп. [Подрядчик] Гаджи-Алиджан подписал контракт на устройство [ электро]станции Белый город . Был Борнштейн - телеграмма Правления ["Электрической Силы"] три дня провалялась, вопрос с бухгалтером кончен, с 15 апреля будет приходить по вечерам.

2 апреля. Получили предложение [архитектора] Ивановского (1000 руб. в месяц), отказались. Приехал полковник Герасимов *, очень внушителен, кажется знающий и очень разносторонний человек.

3 апреля. Ездил с полковником Герасимовым на участок, раскритиковал грунт, советует уширить фундаменты - сделаем. Ругал Ростовский цемент ("Гольдлюста"), говорит, что содержит много магнезии. Очень понравился. Получили от землемера Государственных Имуществ план местности Белый город - Балаханы, по которой пройдет воздушная линия. Пересекает очень мало частных владений, но зато большой участок Манташева (!). Длина всего 7 верст, с подъемами надо считать до 8 верст. Купили второй насос "Летестю", вода одолевает. Купили и пожарный насос, жаль - небольшой, большого на складе нет. Начали строить мастерские, а на утверждение еще ничего не подали, Буйнов ** не может изготовить проектов. С фасадами выйдет остановка, через неделю мы выйдем стенами из земли, а фасада нет. Придется, в крайнем случае, обратиться к какому-нибудь архитектору из местных. Зайковский был у путейца, тот теперь доказывает, что от Манташева не надо никаких разрешений.

4 апреля. Получена телеграмма от Бреверна из Петербурга, направили его в Правление. Был Вольшке , сообщил, что едет в Шушу на две недели. Все равно пользы от него теперь было бы мало. Получили разрешение на установку временных котлов (быстро!). Был Рель , дал несколько ценных указаний, как приступить к адмиралу***. Был на участке Белый город. У Сарумова кладка склада и мастерской идет быстро, но очень скверно. Много мелких камней, и раствор содержит слишком много песку. Остановил его работы до завтрашнего дня, чтобы принудить его к добросовестной работе. Данциг не на высоте задачи, ничего почти не понимает в работах. Кажется, я с ним влетел. Посмотрим, что дальше будет. Ввиду недостаточной надежности грунта уширил фундаменты против чертежа AEG. Фундаменты стен машинного здания, по которым будет ходить кран, внизу 3 аршина, стена котельного - 2 аршина. Пристройка возле машинного здания - 2 аршина внизу. Кладка думагзами**** идет чрезвычайно быстро и производит хорошее впечатление. Казармы кладет Алиджан, много лучше чем Сарумов. Путеец согласился на наше предложение - провести железную дорогу по участку одним простым закруглением, вместо двойного, которое он раньше предлагал. Обещал поехать на участок.

5 апреля. Получили телеграмму AEG относительно перестановки здания. Мы действительно паропровод упустили из виду, хотя работы не так уж много, как говорит AEG. Отказались вернуться к первоначальному проекту, тем более что сегодня получаем разрешение (другими словами обязательство) "перевернуть" [электро]станцию. Также получаем разрешение на установку всех 16 паровых котлов. На участке Белый город открылся керосиновый источник! Очевидно из цистерны Манташева. У Манташева на масляном заводе сегодня остановлены работы по керосиновым цистернам, как не разрешенные! Мы пока протеста не подавали.

6 апреля. Были на участке Белый город и встретили там комиссию из Буйнова, уездного начальника, пристава и землемера, которая ездила к Тагиеву и к Манташеву останавливать неразрешенные постройки. Нашу незаконно строящуюся мастерскую они не заметили, благо с утра работы на ней были прекращены. Уездный начальник рвал и метал против Манташева и убеждал нас поднять дело, обещая свое содействие. Буйнов виляет. Пристав мрачен - ему влетит за цистерны. Уверили комиссию, что у нас все законно. Решили перенести свой жилой дом на берег моря, не помещаются здания благодаря железной дороге. У берега моря разведем траву, чтобы спастись от пыли. Вообще вопросу о пыли придется уделить самое серьезное внимание, при норде немыслимо работать. Фундамент машинного здания подвигается успешно. Склад вышел из земли передней стенкой. Задняя - представляет трудности благодаря стене Манташева, которая, того и гляди, упадет вследствие притока керосина. Велел раскосить стену бревнами.

7 апреля. Переговорил с А.М. Фейглем * относительно Биби-Эйбата, надо спешить. Разбирались в заявлениях на 2000 л.с. машину. "Лесснер" много дешевле, но риск все-таки довольно велик. Пришли чертежи Биби-Эйбата от "Сименса" , план участка опять другой, надо перечерчивать.

8 апреля. Были в Белом городе, работы идут довольно вяло - канун Пасхи, армяне не работают. Начали копать фундаментную яму для трубы (северная труба). Конторка подвигается к концу, навешиваются окна, двери, бараки кроют киром**. Поехал с А.М. Фейглем в Биби-Эйбат, но начался страшный норд . На участке нельзя стоять на ногах, лошади еле шагом везут экипаж против норда. Поехали на промысла к Манчо ***, насилу доехали. В Биби-Эйбате норд хуже чем где бы то ни было. Манчо тоже советует торопиться с постройкой Биби-Эйбатской [электро]станции , пока не назначены вторые торги. Решили с А.М. Фейглем тотчас после Пасхи приступать к постройке. Получили условное согласие Герасимова.

9 апреля. Пасха.

10 апреля. -"-

11 апреля. Были с А.М. Фейглем на участке Белый город. Управляющий Манташева просил Фейгля отодвинуть куда-нибудь нашу казарму, где бы она не мешала его еще не разрешенным резервуарам!! [Управляющий Манташева] Серебряков тоже был на участке и уверял, что керосиновые цистерны все равно останутся, и что он выстроит еще одну. Фейгль, очевидно, не хочет ссориться с Манташевым . Вероятно, Манташев должен будет выстроить брандмауэр повыше. Закрепили южную торцевую стену главного здания. Окончательно установили на рейках высоту, повысив нулевую линию на 500 мм из-за грунтовых вод, в которые иначе попали бы борова****. Фундамент торцевой стены - 3 аршина. Под [северную дымовую] трубу вырыли фундамент до воды, но рабочие разбежались. Завтра "Атлас" обещал прислать новых. Разбили дом для машинистов. Строят временные навесы для мешков цемента*****. Склад успешно поднимается. Решили опять начать строить мастерские, хотя проект еще не утвержден.

12 апреля. У "Атласа" и вторая партия [рабочих] не пришла, он нанял русскую артель. Заложили дом для машинистов.

13 апреля. Южная торцевая стена в Белом городе вышла в уровень с землей, приступили ко второй стене машинного здания. Говорили с управляющим "Гефеста" относительно Биби-Эйбатского участка, он говорит, что Шапошников обещал наш южный бечевник, с засыпкой моря, Тарусову *.

Мы решили закрыть на днях дорогу через наш участок и взамен устроить дорогу вдоль стены [завода] Митрофанова, чтобы легче было потом получить в пользование треугольный западный участок. Был Унанов - главный управляющий Манташева и А.М. Фейгль. Кончили инцидент миролюбиво: Манташев выстроит высокий брандмауэр за свой счет и не будет строить 7-ю цистерну. Очень рад. Кроме того, он просил во всех случаях обращаться к нему. Вообще он произвел хорошее впечатление. Обещал уплатить деньги (8 000 руб.).

14 апреля. Шагиданов, наконец, дал вексель (8300 руб.). Опять задержка с железной дорогой: требуется разрешение Манташева на устройство переезда через его ветку! Нелепость! Написал письмо Фейглю в Тифлис. Был у Гукасова **, советует строить Биби-Эйбат вовсю, а к Шапошникову лучше не ездить. Советует строить пристань, а засыпка довольно рискованна: могут остановить. Под [северную дымовую] трубу, наконец, выкопали яму, завтра заложим фундамент. На участке проезда нет из-за сыпучего песка. Роем колодцы, чтобы поливать участок и тем уплотнить грунт. Пришел первый токарный станок, завяз в песке. Говорил с Гольдлюстом о страховании, предлагает общий полис, который при каждом увеличении имущества будет переписываться***.

Ссылки:

  • Бакинский дневник Р.Э. Классона (1900-1902 гг.)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»