Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Гидроторф на Первой Всесоюзной сельскохозяйственной выставке

Первая Всесоюзная сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка СССР, располагалась у Крымского Вала (не на будущей ли территории ЦПКиО им. Горького?). - Примеч. М.И. Классона . В Советской России техника торфяных разработок шагнула очень далеко. Изобретенная русскими инженерами торфососная машина позволяет увеличить выработку торфа до гигантских размеров. Установленные Гидроторфом машины пока еще насчитываются у нас единицами, но и они уже повысили добычу до огромных пределов. С 1919 по 1923 год выработано следующее количество воздушно-сухого торфа: в 1919 г.- 140 тыс., в 1920 г. - 350 тыс., в 1921 г. - 1 млн 100 тыс., в 1922 г. - 3 мил., в 1923 г. - 7. мил. пудов. Эти же машины позволили увеличить производительность и каждого отдельного рабочего. Если в 1921 году на долю одного рабочего приходилось 7 300 пуд. выработки, то в 1923 г. выработка поднялась до 16 000 пудов. Возвышающийся на выставочном болоте торфососный гигант из железа и оборудованный сетью стальных канатов послушен руке механика, как легкий автомобиль. По едва слышной команде он спускает в болото свой исполинский клюв и начинает жадно сосать торфяную жижу. Эта кашица по огромным трубам нагнетается на очищенную площадку, где она высыхает, а затем разрезывается на брикеты огромными колесами специального автомобиля. Таково несложное устройство торфососа. На службе у него имеется еще лебедка, вооруженная большими железными зубьями. Зубья лебедки, опускаясь в болото, захватывают остающиеся в воде кряжи, а иногда и целые лесовины весом до 100 пудов. Эти зубья вытаскивают из воды мешающие предметы, чем облегчают работу торфососа. Отрадно узнать, что все оборудование этих гигантских машин изготовлено и построено исключительно на русских заводах. Металлические части - на заводе "Серп и молот", двигательные - на заводе имени Владимира Ильича (б. Михельсона). Чудовищная по внешности торфососная машина благодаря особо придуманной конструкции, оказывается, имеет вес около 800 пуд., помещенная на гусеничных ходах, она с легкостью грузового автомобиля передвигается в любом направлении. Эта машина при благоприятных условиях вырабатывает в течение летнего сезона (т.е. 90 дней) свыше 1 мил. пудов воздушно-сухого торфа. Ежедневная выработка ее выражается в 2 800 куб. метров, что равно 20 000 пудам топлива. Затруднения в выработке испытываются только при сушке, для чего требуется около 30 дней. Машины имеют огромное преимущество еще в том, что несмотря на свою сложность они обслуживаются всего шестью рабочими: два моториста и четыре карьерщика. За границей весьма заинтересованы нашими машинами, и в Германии выписали одну для испытания. Посетители выставки воочию могут убедиться, что в торфяном деле мы одержали большой успех и скоро торф станет самым дешевым и распространенным топливом.

газета "Рабочая Москва", 1923, 18 сентября

В октябре 1923-го Р.Э. Классон и В.Д. Кирпичников получили "Диплом признательности. от Главного Выставочного Комитета проходившей в Москве Первой сельскохо-зяйственной и кустарно-промышленной выставки "за изобретение торфяной машины и ее усовершенствование, дающее возможность механизации процесса торфодобывания и в частности отгонки пней в жидкой торфяной массе, благодаря которой машина может быть поставлена на одно из видных мест в ряду существующих машин этого рода.. Диплом этот хранится в ф. 9508 РГАЭ.

Ссылки:

  • ДОКУМЕНТЫ ПО ГИДРОТОРФУ 1923 г
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»