Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Классон И.Р.: Электротехника и наука (Об инженерном образовании в Германии)

Техника и НОТ (1925 г.) (Здесь НОТ - научные основы техники, а не обычная аббревиатура - научная организация труда.)

Об инженерном образовании в Германии

В России довольно распространено представление о постановке инженерного образования в Германии, значительно расходящееся с действительностью. Обычно не различаются высшие технические школы (Technische Hochschule), дающие звание Dipl.-Ing., с 4-летним курсом, и техникумы (Technikum, Ingenieurschule, Maschinenbauschule) с 2-2,5- годовым курсом. В России все это называют "германские политехникумы", и обычно считается, что по сравнению с прежними программами русских технологических и политехнических институтов программы германских школ, во-первых, уделяют меньше места теории и больше практике и, во-вторых, эти программы весьма специализированы. То и другое верно в некоторой степени по отношению к техникумам и совершенно неверно по отношению к высшим техническим школам. Новые программы русских высших технических заведений гораздо более специализированы.

В германских высших технических школах центр тяжести лежит в изучении научных основ техники. Обучение технике в узком смысле этого слова происходит в незначительной степени в самой школе. Оно происходит отчасти во время обязательной годовой работы практикантом на заводе до поступления в высшую школу и, главным образом, уже после школы, что облегчается значительной специализацией инженеров в германской промышленности. В отличие от русских и американских высших технических школ в германских школах нет мастерских. Основам слесарной, кузнечной, литейной, модельной и механической работы студент должен научиться во время года практики на заводе. Это имеет то преимущество, что этими работами на заводе практикант занимается больше времени, чем он занимался бы ими в школьных мастерских. Конечно, работа в школьных мастерских зато более систематична и приноровлена к целям обучения, чем работа практиканта на обычном машиностроительном заводе. Но в последнее время большинство крупных заводов поставило обучение практикантов весьма основательно и систематично.

Siemens, A.E.G., Borsig, Deutsche Werke, M.A.N., Demag и другие крупные предприятия основали заводские школы и ученические мастерские, куда поступают ученики (в возрасте 15 лет), которые через 3 года выпускаются высококвалифицированными рабочими. В этих же мастерских начинают свою работу и практиканты, годовые и двухгодовые. Однако, они проходят в этих мастерских сокращенный по сравнению с учениками курс и переводятся затем (как и старшие ученики) в производственные цехи завода и проходят их последовательно по особой программе, причем от времени до времени они опять возвращаются в ученическую мастерскую. Кроме того, практиканты слушают лекции, например, по черчению и по технологии металлов в заводской школе. Таким образом, с одной стороны практиканты работают систематически под руководством особых мастеров и меньше мешают в производстве, чем при старой системе непосредственного поступления в цехи, а с другой стороны они знакомятся со всей работой и организацией завода. Это является большим преимуществом перед школьными мастерскими.

Такая организация заводской практики студентов возможна только при деятельном содействии промышленности. Содействие это - материальное и духовное - находит свое выражение в деятельности Германского комитета технического образования (Deutscher Ausschluss fur technisches Schulwesen), который является организацией Союза промышленности и Союза германских инженеров. Этот комитет преследует цели нормализации программ и методов обучения практикантов. Он изготовляет также учебные пособия. Хотя практиканты и приобретают на заводе много практического умения, все же главной задачей практики считается общее ознакомление с машинами и с принципами заводского производства, т.е. с основами техники. Рекомендуется, уже будучи студентом старших семестров, еще поступать на практику во время каникул.

Программы первых двух курсов германских высших технических школ состоят, главным образом, из общих теоретических предметов: высшей математики, начертательной гео-метрии, физики, химии, механики (включая графостатику , сопротивление материалов и гидравлику), политической экономии, затем машиностроительного черчения, деталей машин, технологии металлов, основ электротехники.

В последние годы программа прусских высших технических школ (Берлин, Аахен, Ган-новер, Бреславль) еще несколько изменилась в сторону усиления преподавания научных методов и их приложения в технике: для механиков увеличен объем высшей математики (между прочим, больше применяется векторный анализ); уже на 3-м семестре механикам и электротехникам читаются основы термодинамики; на 2-м и 3-м семестрах механиче-ского и электротехнического отделений Берлинской школы введен новый предмет - металлография (лекции и лаборатория). В лабораториях студенты лишь в малой степени научаются обращаться с машинами - здесь сущность работы в измерениях при испытании машин и в теоретической обработке протоколов испытаний.

Таким образом и в лабораториях главное внимание обращено на теоретическую сторону. В программах первых трех семестров механического и электротехнического отделений нет различия. На четвертом семестре различие только в одном предмете: студенты-механики проходят транспортную технику, т.е. транспортеры, краны и т.п., а электротехники вместо этого начинают слушать теоретическую электротехнику, которая продолжа-ется на 5-м и 7-м семестрах. На 3-м семестре не только электротехники, но и механики слушают технику электрических измерений, а на 4-м те и другие работают в электротехнической и в машинной лаборатории, на 5-м семестре - в машинной лаборатории.

В Мюнхенской школе на младших и средних курсах программа также мало специализирована: как механики, так и электротехники обязательно проходят на третьем курсе подъемные механизмы, гидравлику, гидравлическую лабораторию, водяные силовые установки. На 5-8-м семестрах (старших двух курсах) прусских школ у механиков и электротехников различие в программах, конечно, уже существенно, но кроме перечисленных лабораторий имеется еще несколько общих предметов, объединенных в группы:

1) тепловое и силовое хозяйство;

2) организация фабричного и заводского производства. Группа предметов "тепловое и силовое хозяйство" введена недавно. Она имеет целью:

1) дать общие научные основы процессов в тепловых и силовых машинах и аппаратах (конструкция этих машин изучается подробно в специальных предметах);

2) научить применению этих основ ко всевозможным расчетам (главным образом, к тепловым балансам);

3) обратить большее внимание на хозяйственную и народно-хозяйственную сторону тепловых и силовых установок, газовых и брикетных заводов. Это приводит к уделению значительного места столь модным вопросам экономии и облагораживания топлива и использования "тепловых отбросов" - тепла отработанного пара, конденсационной воды, дымовых газов и прочего. Однако, в отличие от обычного тенденциозного подхода к этим вопросам во многих появившихся в пору топливного голода после войны статьях и брошюрах, в высших школах эти вопросы трактуются, конечно, иначе - на основании строгих технических и хозяйственных расчетов. Если из дополнительных предметов студент-электротехник выбирает не специально электротехнические предметы, а какие-нибудь силовые машины (например, водяные или паровые турбины), то его программа еще более приближается к программе механиков. Таким образом в высших технических школах нет "далеко идущей специализации". Она осуществляется после окончания школы в процессе работы.

В Мюнхенской высшей технической школе программа отличается несколько меньшей теоретичностью: например, нет трехсеместрового курса прусских школ по теоретической электротехнике. В прошлом году в Мюнхенской школе была произведена реформа в направлении более узкой специализации оканчивающих инженеров. Они разделяются не только на механиков, электротехников, строителей и т.д., но еще на инженеров-конструкторов, инженеров-производственников и т.д.

Для поступления в техникумы достаточно окончания семиклассного учебного заведения (для высших школ - девятиклассного), но зато надо поработать практикантом не один, а два года. Все же получается экономия во времени - техникум можно кончить на два-три года раньше, чем высшую техническую школу.

Программы техникумов отличаются от программ высших технических школ значительно меньшим объемом высшей математики и теоретической стороны механики, электротехники и др. Собственно же технические предметы проходятся в объеме, близком к техническим школам. По своей програм-ме техникумы, пожалуй, даже скорее поспевают за прогрессом техники, чем высшие школы. Так, во многих техникумах преподаются металлография, техника авиации, на электротехнических отделениях в числе обязательных предметов есть техника высокого напряжения, которая в высшей школе необязательна. Специализация проведена в техникумах несколько дальше. Объем курса техникумов не вдвое меньше по сравнению с высшими техническими школами, т.к. хотя продолжительность курса двухгодовая, но недельное число лекций и упражнений больше, а про-должительность каникул меньше, чем в высших школах. Многие студенты высших школ ограничивают свою практику между средней и высшей школой шестью месяцами, а ос- тальные требуемые шесть месяцев практикуют в несколько приемов во время каникул. В техникумах, благодаря краткости каникул и требованию двухгодовой практики, это невозможно. Торговый бюллетень, еженедельник торгпредства СССР в Германии, 1925, N7 (статья была напечатана без указания автора - И.Р. Классона ) РГАЭ, ф. 9508

Ссылки:

  • ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ ПРИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (ДО 30-х гг)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»