Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

ЦКБ-29: отношение рабочих к зекам

Механизм вызова рабочими заключенных-конструкторов состоял в следующем: Увидев в штампе чертежа No конструктора, рабочий при надобности через диспетчера завода вызывал его в цех. Согласно инструкции, он должен был, разговаривая с ним, называть его "гражданин инструктор". Первая трещина появилась именно здесь, - иначе как по имени-отчеству рабочие к нам не обращались. Далее, обо всех изменениях, вводимых нами в чертежи, обо всех ошибках, которые они в них обнаруживали, рабочие должны были писать рапортички. Мало того, что они этого не делали, они постоянно дружески говорили: Петр Петрович или Иван Иванович, вот здесь из своего опыта я бы Вам посоветовал то-то и то-то, - будет проще, либо надежнее, либо дешевле. Надо сказать, что при взаимоотношениях с вольными конструкторами обычно такие мелкие улучшения оформлялись так называемыми рацпредложениями, за которые полагались, хоть и ничтожные, но денежные вознаграждения. В отношении нас отказы от этих сумм были проявлением дружеского сочувствия. Здороваясь за руку, угощая папиросами, шепча на ухо: "пойдемте в цех, мы вам там припасли сто грамм водочки выпить", наконец, предлагая отнести домой весточку (были и такие случаи) -- авангард пролетариата показывал, что и он великолепно разобрался в классовых врагах. Приходилось задумываться, кто же все эти Кутеповы, Балашовы, Устиновы и др. - круглые идиоты, начетчики или актеры? Ведь каждый раз, когда происходили случаи, вроде описанных с триммерами или шасси, как нам рассказывали вольняги из ЦКБ, они созывали у себя за закрытыми дверями совещания лучших специалистов и часами разбирались: что это-ошибка или злой умысел? Вспомнилось, как злополучные триммера искупили свою вину и на этот раз заставили искренне посмеяться и арестантов, и тюремщиков. Молоденькая машинистка, печатая описание самолета, во всех случаях вместо "триммер" напечатала "триппер"! Вызванная к "руководству" (уж не вредительство ли опять?), она не смущаясь сообщила, что "триммер" для нее "терра инкогнита", в то время как с "триппером" она, хоть и теоретически, но знакома.

Был и такой случай. Вечером вызывали в цех по самолету "100" К. Б. Рогова. Влезая в машину, он ударился и рассек лоб, кровь залила лицо. "Тягач" перепугался и закричал. Подбежали рабочие, схватили его под руки и отвели в медпункт. В ЦКБ он вернулся забинтованный, поднялся переполох, и его срочно увезли в больницу Бутырской тюрьмы. К.В. рассказал, что его долго допытывал следователь, уж не попытка ли это самоубийства? Видимо, мы относились к категории ценного государственного имущества. Успокоились все только после того, как он подписал длиннейший и подробный протокол. Самым смешным в этом эпизоде оказался "тягач". Разыскав Рогова в ЦКБ и убедившись, что никто его не подслушивает, он попросил: "Гражданин конструктор, Вы уж на меня не пишите, пожалуйста, мне от начальства здорово влетело, премии лишили! (оказывается, за "высокие показатели" в "тягании" они получали премию). Жена велела-ты попроси, чтобы они не жаловались". (!!!) "Они" - не жаловались.

Ссылки:
1. ЦКБ-29: СПЕЦТЮРЬМА НКВД (Шарага по проектированию самолетов)

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»