Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Каляев С.К.: рассказ Рождение театра

Мне довелось участвовать в рождении Калмыцкого театра. В середине тридцатых годов я был назначен директором организованного тогда театра и в этой статье хочу поделиться с читателями воспоминаниями из истории нашего театра.

Учащаяся молодежь тех лет проявляла огромную инициативу в деле перестройки народного хозяйства на новый социалистический лад и развития национальной культуры. Она заложила первые камни в фундамент будущего театра, организовав самодеятельный театр в г. Саратове , а затем в Астрахани .

В пьесе "Улан Сар" ("Красный месяц") участвовали 320 учащихся медицинского техникума, педрабфака, кооперативного института, комвуза, госуниверситета. Готовили уроки, выполняли общественные нагрузки и репетировали до упаду. Затем делали разбор исполнения: хвалили, критиковали, ругали и ругались, а назавтра снова собирались на репетиции.

В Москве, в здании кинотеатра "Колизей" на Чистых Прудах, 9 мая 1932 года показали спектакль членам советского правительства. Это был серьезный экзамен для тех, кому суждено было потом посвятить свою жизнь развитию искусства. Но чтобы создать стационарный театр требовалась профессиональная подготовка артистов. Нижне-Волжский краевой комитет КПСС, принимая во внимание удовлетворительные результаты первой серьезной постановки, решил организовать Калмыцкий техникум искусств , который вначале базировался в Саратове, а потом был переведен в Астрахань.

Техникум имел два отделения: театральное (актерское) и музыкальное, состоявшее из класса фортепьяно, баяна и скрипки. В это время истинное значение этих специальных терминов мало кто понимал из степных жителей, хотя калмыки страстно любили музыку, танцы, жить без песни не могли. Родители с охотой отпускали детей учиться в любое другое учебное заведение, но к нам, в техникум искусств, с трудом. Пугала новизна.

Вербовщикам приходилось проводить разъяснительную работу среди населения, в коллективах художественной самодеятельности. Нам приходилось буквально охотиться за теми, у кого обнаруживались необходимые для будущего артиста данные.

До сих пор помнится: как-то в обкоме комсомола мне сказали, что есть в Элистинском медрабфаке две студентки, которые отлично выступают в самодеятельности. Обе они согласились перейти в наш техникум, но с условием, если разрешат родители. Родительницу одной из них пришлось мне уговаривать два вечера подряд. Как говорят, игра стоила свеч. Из этих двух девушек вышли замечательные актрисы, их знают и ценят зрители нашей республики: это Булгун Бальбакова и Анна Магнаева-Арманова .

Примерно такая же история произошла со студентом второго курса Астраханского пединститута Сангаджи Лиджиевым и его супругой, учительницей Калмбазаринской школы Улан Лиджиевой , которых долго не хотели отпускать. К счастью, наши усилия и надежды оправдались: Улан Барбаевна впервые в истории нашего народа заслужила почетное звание заслуженной артистки Калмыцкой АССР. Она пользуется популярностью не только как драматическая актриса, но и как прекрасная певица. Такие песни, как "Агчин улан бетк", "Сартг эрэтэ сиитц" и многие другие, в ее исполнении звучат бесподобно и пока еще никем непревзойдены.

Во время учебы в Астрахани будущие артисты охотно показывали свое искусство. Особенно памятным было выступление в Элисте, на олимпиаде самодеятельного искусства республики в 1935 году. Зрители со всех улусов восторженно приняли спектакль. Будущие артисты впервые почувствовали, что значит аплодисменты.

1936 год. Последний год учебы, он проходил в каком-то тревожном ожидании. Что их ожидает впереди? С дипломом драматического актера идти... Куда? Такой вопрос ставил в тупик не только каждого студента, но и педагогов, и руководителей. Создание театра было вопросом назревшим, безотлагательным.

В апреле 1936 года областной комитет партии специально обсуждал этот вопрос и вынес решение о создании Калмыцкого государственного национального театра-студии. Был определен срок открытия: в дни празднования 19-й годовщины Октябрьской социалистической революции.

Итак, наше долгожданное детище создавалось пока на голом месте, но коллектив не смущали трудности организационного периода.

Через некоторое время в Элисту из Москвы прибыл приглашенный в качестве главного режиссера Владимир Гольдфельд . Молодой, энергичный, на редкость упорный в работе человек, он со всеми находил общий язык и умел заставлять работать с полной отдачей сил. Недаром в народе говорят: "Когда человеку пришло счастье, и кони попадают ему - скакуны". Гольдфельд оказался бескорыстным, до конца преданным порученному делу. Молодой актерский коллектив полюбил его, спаялся в творческом единстве.

В течение полугода, с момента переезда из Астрахани в Элисту, многое нам пришлось пережить, много препятствий преодолеть.

Как директору мне приходилось без конца колесить по городам: искать специалистов, доставать материалы и оборудование. В Одессе нашли и пригласили вокалиста Е.Я. Тимухина , только что окончившего консерваторию; в Днепропетровске - театрального электрика А. Леонардова ; в Саратове сформировали симфонический оркестр под руководством дирижера Н. А. Бубнова ; главного художника Д. В. Сычева и заведующую хореографической частью Е.М. Марголис мы пригласили из Москвы, концертмейстера О.А. Зурабову - из Астрахани.

И вот премьера. Полный зал сияющих лиц, в президиуме руководители республики. В торжественной тишине звучит речь председателя Совета Народных Комиссаров Калмыцкой АССР А. Пюрбеева о торжестве национальной политики.

Постановка пьесы X.Сян-Белгина "Борец-сирота" прошла с большим успехом. Публика принимала каждое мгновение спектакля. Молодой темпераментный артист Бембе Мемеев в роли главного героя Энчин Бэкэ покорил публику своей смелой и четкой игрой. Елена Русакова , девушка с большими сценическими данными, в роли Мигмир блестяще раскрыла характер смелой и верной в дружбе степной девушки. Нарма Эрендженов в роли Дуучи сумел показать образ народного сказителя, любимца публики.

Закрылся занавес. Снова и снова вызывают молодых актеров, получающих награду от народа. Когда на сцену вышли все организаторы, зал скандировал: "Есть у нас театр! Есть у нас театр!".

В приветствии областного комитета партии указывалось, что открытие театра является еще одной блестящей страницей в истории развития калмыцкой культуры. "Калмыцкий народ впервые видит на сцене законченное художественное сценическое действие из его жизни на его родном языке. Велико событие, и счастливы те, кто вложил свой творческий энтузиазм в это поистине прекрасное начало".

Это послание областного комитета ВКП(б) мы восприняли как самую высшую награду и храним как свидетельство не зря прошедшей молодости. За первый сезон молодой коллектив поставил спектакли: "Мятеж" Д. Фурманова, "Лекарь поневоле" Мольера, "Цыгане" А. Пушкина. Актерский коллектив показал себя как хорошо организованный, дисциплинированный и работоспособный. Успели проявить себя и заслужить внимание и поощрение публики Цебек Улюмджиев, Михаил Хонинов, Уля Омакаев, Гаря Боваев, П. Артаев, Лиджи Хонинов, Бада Лиджиев, Кермен Джапова, Нюдля Бамбышева, Бата Манджиев, Таня Басангова, Бадма Джимбинов и другие.

Открывая театр, Совнарком и обком партии также позаботились о дальнейшем пополнении его личного состава. В том же году была создана Калмыцкая студия при Государственном институте театрального искусства имени Луначарского и на мою долю выпало счастье везти в Москву юных - тех, кто решил посвятить свою жизнь искусству.

Директор института Анна Никитична Фурманова (супруга и верный друг Д. Фурманова ) приняла нас по-дружески. Наши ребята ей понравились, и она ревниво заявила: "Теперь они мои. Вы, пожалуйста, отстаньте от моих детей. Я сама теперь отвечаю за них. Спасибо вам за благополучную доставку их. И до свидания".

Из тех девушек и юношей, кого я привез тогда под проливным дождем, выросли заслуженный артист РСФСР Эрдни-Гаря Манджиев , Улан Барбаевна Лиджиева впервые в истории калмыцкого народа заслужила почетное звание заслуженной артистки Калмыцкой АССР. Она пользуется популярностью не только как драматическая актриса, но и как прекрасная певица. Такие песни, как "Агчин улан бетк", "Сартг эрэтэ сиитц" и многие другие, в ее исполнении звучат бесподобно и пока еще никем непревзойдены. Калмыцкой АССР Улан Сусуков , Лага Ахманджиев , Басан Морчуков , Нина Баденова , Уляш Наркаева .

Свой 30-летний юбилей коллектив встречает в расцвете сил. Умудренные опытом и творческой работой два старших поколения и талантливое молодое пополнение ленинградцев, слившись в едином целеустремленном порыве, создадут достойное нашей эпохи большое театральное искусство на радость своему народу.

Ссылки:

  • КАЛЯЕВ С.К.: КОЛЫМСКИЕ РАССКАЗЫ
  • Первое театральное калмыцкое представление "Улан Сар"
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»