|
|||
|
УСЛОВИЯ ТРУДА И БЫТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ
По мере роста промышленности и сети железных дорог увеличивались объем перевозок и численность железнодорожных рабочих и служащих на казенных и частных дорогах. В 1890 г. их насчитывалось 248,3 тыс. человек в 1900 г.- 554,4 тыс., в 1913 г.- 815 тыс., в 1917 г.- 1001,5 тыс. человек . Железнодорожники подразделялись на постоянных (штатных), временных и поденных, причем последние две категории составляли почти половину работавших, а по службе пути - 58%. По основным службам железных дорог в 1913 г. они распределялись следующим образом: управления и правления дорог - 57 408 человек; тяга и подвижной состав - 242 452; путь и сооружения - 268 261; движение - 221 912; СЦБ и телеграф - 25 469 человек . В сложном железнодорожном хозяйстве насчитывалось около 600 различных специальностей, профессий, должностей. В процентном отношении к общей численности железнодорожников работники ведущих профессий составляли: паровозные машинисты, их помощники и кочегары - 4,6%, кузнецы, молотобойцы, слесари - 8; кондукторский состав - 5,9; стрелочники - 5; составители поездов - 1,4; ремонтные рабочие служб пути - 25; путевые обходчики и переездные сторожа - 7,7; дорожные и мостовые мастера, инженерно-технический персонал - 4,2%. Средняя зарплата железнодорожников достигала 37,9 руб. в месяц. Ее размеры по отдельным категориям работников казенных и частных железных дорог приведены в табл. 21.1 и табл 21.2 . Из таблиц следует, что у рабочих и служащих частных дорог месячный заработок был ниже, чем на казенных, но управленцы частных магистралей получали больше в среднем на 14%. Относительно низкой была оплата труда путейцев казенных дорог (в два с лишним раза меньше, чем у работников служб тяги и связи). В годы первой мировой войны номинальная зарплата рабочих железнодорожных мастерских и депо выросла до 64,2 руб., но из-за резкого увеличения цен реальный среднемесячный достаток заметно понизился. Месячные оклады руководителей отдельных линий и управлений достигали 900 руб. и более, начальников различных служб - 250-600 руб. Данные таблицы охватывают около 80% работников железных дорог России в границах 1924 г., когда был образован СССР.//Железнодорожный транспорт в 1913 г - М' Транспечать, 1925. - Табл. 17. Там же. - Табл. 20. Штатные железнодорожники пользовались рядом льгот: служебными квартирами, медицинским и пенсионным обслуживанием, бесплатным проездом по железным дорогам. Они могли повышать свое образование и обучать детей в учебных заведениях МПС. Многие железнодорожники были выходцами из крестьянской среды, поддерживали связи с деревней, что повышало их жизненный уровень. На полосах отчуждения им разрешалось косить сено, заводить небольшие огороды. Такие льготы объяснялись стремлением руководителей железнодорожных предприятий и министерства сделать хоть чем-нибудь привлекательной эту отрасль экономики, связанную с особенностями труда и быта железнодорожников. В числе этих особенностей - тяжелая и опасная работа днем и ночью, в любую погоду, постоянные сверхурочные, частые переезды, удаленность от места жительства, низкий уровень механизации, плохие освещение, обогрев, вентиляция и др. Продолжительность труда железнодорожников в среднем составляла 10-11 часов в день, а летом - до 12-14 часов. Работа на железной дороге вызывала ряд профессиональных заболеваний (простудных, органов зрения, нервной системы и т. п.). Много было жертв вследствие крушений и других несчастных случаев. Согласно подсчетам акад. С. Г. Струмилина , армия железнодорожников по этим причинам потеряла с 1883 по 1913 г. погибшими и ранеными 185 тыс. человек . Травматизм на транспорте был в несколько раз выше, чем на промышленных предприятиях. Чаще всего страдали кондукторы, кочегары, ремонтные рабочие, машинисты, составители поездов, сцепщики, стрелочники, путевые сторожа. Ссылки:
|