Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

СТРОИТЕЛЬСТВО ПОДХОДОВ К ЗАКАВКАЗСКОЙ И ЗАКАСПИЙСКОЙ ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ

Первые дороги на Кавказе были островными, не связанными с общей железнодорожной сетью. Они сооружались военными, а также частными предпринимателями на средства казны и иностранных инвесторов. Семь лет потребовалось, чтобы соорудить линию Поти-Тифлис (1865-1872), и одиннадцать лет (1872-1883) - на строительство дороги Тифлис-Баку .

См. Проекты строительства трансконтинентальных магистралей Тем временем продолжалось расширение железнодорожной сети в Кавказском регионе. Вслед за Ростово-Владикавказской линией , сооруженной к 1875 г., была построена дорога Беслан-Петровск (1894). Чтобы соединить островную Закавказскую дорогу с сетью страны, соорудили линию Петровск-Баку (1900).

При разработке и осуществлении проектов грунтовых и железных дорог на Кавказе особо отличился инж. Б. И. Статковский 181_1 . Он руководил работами на строительстве линии Поти-Тифлис , в дальнейшем возглавил Кавказский округ путей сообщения, являлся председателем Кавказского отделения Императорского Русского технического общества. Разработанные им варианты трассы перевальной железной дороги от Владикавказа к Тифлису, его исследования горной местности и практические предложения использовались в течение многих лет при строительстве железных дорог на Кавказе.

Владикавказская магистраль в техническом отношении уступала по сложности Закавказской дороге. Однако и здесь пришлось преодолеть значительные трудности, так как линия строилась в предгорной и горной местностях, со значительным удлинением трассы из-за большого количества криволинейных участков, огибавших горные отроги, и необходимости пересекать долины бурных рек. Следует отметить ветвь от ст. Бештау до ст. Железноводск на участке Минеральные Воды-Кисловодск, построенную в 1894 г. Ветвь имела уникальную крутизну подъема 36*/оо.

В это же время началось строительство линий с выходом в Турцию ( Тифлис-Александрополь-Каре ) и в Персию ( Александрополь-Джульфа-Тавриз ). Они проектировались еще во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. , но лишь в 1895 г., в связи с обострением отношений на Востоке, казна выделила необходимые средства.

Железные дороги прокладывались и в период первой мировой войны. Они были узкоколейными, с шириной колеи 750 мм от Карса до Эрзурума и 1067 мм - от Шахтахты до Каракалиса . При этом допускались облегченные технические нормы (радиусы кривых 215 м, уклоны 30*/оо).

К 1916 г. железные дороги в указанном районе вышли к Месопотамии и истокам р. Евфрат 183_1 . Тем самым создавались условия для сооружения трансконтинентальной магистрали от Персидского залива в Западную Европу для перевозки товаров, доставлявшихся месяцами по караванным путям через Закавказье.

Ссылки:

  • СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ НА КАВКАЗЕ, В СРЕДНЕЙ АЗИИ, НА УРАЛЕ И В ДОНБАССЕ. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СЕТИ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»