Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Зарождение библиотечного дела на транспорте связано с именем директора Департамента водяных коммуникаций Н. П. Румянцева , который учредил при департаменте первую в стране транспортную библиотеку. В последующие годы библиотечное дело получило широкое развитие благодаря учреждению в 1809 г. Института Корпуса инженеров путей сообщения . В приложении к правительственному манифесту подчеркивалось, что библиотека института "должна заключать в себе превосходнейшие сочинения и журналы, до инженерной науки относящиеся, равно как планы, карты и чертежи всех водяных и сухопутных сообщений" 135_4 . В этих строках были заложены основы тематического комплектования фондов библиотеки, которые по своему содержанию имели научный характер, значительно превосходя запросы учебного процесса. Первые книги по математике, физике, механике, строительному искусству, экономике, истории, путям сообщения, энциклопедии и словари были приобретены в Париже и доставлены в библиотеку института. Одновременно ведомство путей сообщения передало ей литературу по гидравлике, карты, чертежи и описания дорог страны. Немало книг, журналов и газет покупалось у издателей и частных лиц. Со временем особую значимость получили многочисленные дарственные поступления. К жемчужинам таких коллекций прежде всего относятся рисунки и чертежи зданий, инженерных сооружений и механических устройств А. А. Бетанкура , возглавлявшего продолжительное время Комитет строений Петербурга. Подлинные проектные чертежи и рисунки Исаакиевского собора, Александровской колонны в честь победы 1812 г. (более 1000 листов) поступили в специальный фонд библиотеки.

Здесь же разместилась коллекция проф. П. П. Базена , насчитывавшая около 600 чертежей, рисунков и записок, среди которых были проектные материалы 1830-х годов по защите Петербурга от наводнений. Библиотека стала обладательницей 146 чертежей, рисунков и записок, относящихся к первому в стране металлическому мосту через Неву в Петербурге. Здесь же образовался фонд официальных документов и рукописей ученых, строителей и эксплуатационников железных дорог. Среди таких материалов - знаменитый Атлас Петербурго-Московской железной дороги , сделанный для императора Николая I . В нем помещены 64 чертежа и рисунка железнодорожных линий, станций, мостов, зданий и подвижного состава, выполненных тушью и акварелью.

В библиотеку поступили мемуары, записки и воспоминания П. П. Мельникова, Д. И. Журавского, А. И. Штукенберга, Н. А. Белелюбского и других инженеров путей сообщения.

Значительный познавательный интерес вызвал фонд правительственных и ведомственных документов по железнодорожному транспорту (постановления, инструкции, соглашения, тарифы, отчеты и т. п.), собранный заведующим библиотекой А. И. Баландиным . Периодически экспонировалась редкая коллекция открыток с изображением многих мостов мира, переданная в дар выпускником института В. И. Чеменой .

В библиотеке образовался фонд книг, документов и материалов, содержавших ценные идеи Д. И. Менделеева , М. В. Остроградского , М. Н. Герсеванова и других выдающихся ученых и педагогов по вопросам высшего технического образования в России. В 1875 г. по решению Ученого совета института в дополнение к существовавшей была учреждена студенческая библиотека , о которой многие поколения выпускников вспоминали с признательностью и теплотой. Размещалась она в главном здании вуза и располагала значительными фондами учебной, научной и культур но-просветительской литературы. При библиотеке был буфет с чаем и бутербродами по доступным ценам, работали литературный, философский, шахматный и музыкальный кружки. Библиотекой издавались литографированные лекции профессоров института. Бюджет библиотеки складывался из платы за пользование книгами, доходов от буфета, продажи собственных изданий и из частных пожертвований. Газеты и журналы, поступавшие со всех концов России, выдавались бесплатно для чтения в читальном зале. Студенческая библиотека, действовавшая на общественных началах, оказывала существенное влияние на формирование гражданского сознания будущих инженеров путей сообщения. Получив в институте образование и профессиональные навыки работы с книгой, они способствовали развитию библиотечного дела на железных дорогах.

Во второй половине XIX в. в связи с созданием и развитием в системе ведомства путей сообщения сети учебных заведений, в том числе железнодорожных школ, ремесленных и технических училищ, МПС стало выделять определенные средства для содержания учебных заведений и библиотек всех уровней. Кроме того, значительными были инициативные вложения железных дорог и частные пожертвования. Например, в 1913 г. на эти цели было направлено более 4 млн. руб. (из расчета около 65 руб. на 1 версту железнодорожных линий) 137_1 . Преподаватели учебных заведений и сотрудники библиотек вели большую просветительскую работу в районах, прилегавших к железнодорожным узлам. Под их влиянием создавались небольшие служебные и частные собрания книг для общего пользования.

Постепенно сложились крупные дорожные библиотеки. Так, на базе библиотеки Московско-Казанской железной дороги возникла Центральная научно-техническая библиотека МПС с богатым фондом книг и журналов по всем направлениям железнодорожного дела. Несомненный интерес представляет создание библиотеки при Управлении Николаевской железной дороги , на примере которой можно проследить процесс формирования библиотек такого рода. Вначале по инициативе инженеров путей сообщения и любителей книг в службах пути, тяги и коммерческой создали небольшие справочные библиотеки по своей тематике. В 1907 г. в Петербурге при Управлении дороги учредили объединенную библиотеку для общего пользования. Активное участие в ее организации и последующей деятельности принимал проф. Н. А. Рынин . Была разработана структура библиотеки, создана материальная база и определен профиль комплектования. Библиотека состояла из главного абонемента, читального зала и отделений на железнодорожных станциях, между которыми курсировал специальный вагон-библиотека. Фонд дорожной библиотеки к моменту ее открытия составлял 4200 единиц. Здесь имелись на русском и иностранных языках произведения художественной литературы, книги по истории, естествознанию и технике. Читателями могли быть все служащие Николаевской дороги. Посторонние лица пользовались книгами при условии письменного поручительства за них не менее двух железнодорожников. Средства библиотеки складывались из ассигнований МПС, платы за пользование книгами и периодическими изданиями, выдаваемыми на дом (в читальном зале занимались бесплатно), субсидий от Управления дороги, составлявших примерно 500 руб. в год, пожертвований деньгами и книгами, а также других поступлений. В создании устава дорожной библиотеки и ее отделений принимали участие руководящие работники управления и выборная комиссия служащих дороги под председательством инж. И. Э. Петрозолина 138_1 . Всего на сети железных дорог России к концу 1913 г. насчитывалось 226 библиотек и их отделений. Широкая библиотечная сеть, созданная при действенной помощи МПС, руководителей дорог и энтузиастов библиотечного дела, играла важную роль в распространении знаний и развитии духовного потенциала работников железнодорожного транспорта.

Ссылки:

  • ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ОТРАСЛЕВОЙ НАУКИ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»