|
|||
|
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ - ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
Первые технические учебные заведения ведомства путей сообщения возникли задолго до появления железных дорог общего пользования. Они имели своей целью подготовку технического персонала для строительства шоссейных дорог и гидротехнических сооружений на водных путях сообщения. Организация учебных занятий и уровень подготовки выпускников определялись конкретными требованиями строительства. В 1820 г. была создана Военно-строительная школа путей сообщения с трехлетним сроком обучения, где занималось около 100 человек. Ее выпускники направлялись на работу в строительный отряд путей сообщения. По мере строительства железных дорог и ввода их в эксплуатацию возникала потребность в профессиональной ориентации молодежи, подготовке ее к работе на транспорте. Дороги и транспортные предприятия стали открывать железнодорожные школы и технические училища. Последние готовили паровозных машинистов и их помощников, дорожных мастеров, телеграфистов и т. п. Содержались они за счет фонда поверстного отчисления от доходов казенных и частных дорог и других поступлений. Одним из первых таких учебных заведений было открытое 17 апреля 1869 г. на ст. Елец Орловско-Грязской дороги Александровское техническое железнодорожное училище . В его создании участвовали инженеры путей сообщения, в том числе А. И. Дельвиг , брат известного поэта, лицейского друга А. С. Пушкина. Принимались в училище представители всех сословий в возрасте 14-17 лет, окончившие уездные школы. В нем насчитывалось около 160 воспитанников. В первые годы обучение было бесплатным, но с ростом популярности училища ввели плату в размере 140 руб. в год. 24 августа 1879 г. МПС утвердило структуру и программы железнодорожных училищ. В состав училища входили приготовительный и три технических класса, последний из которых (выпускной) делился по специальностям. В училищах изучались следующие предметы: закон Божий, русский язык и русская словесность, география, математика, физика, чистописание, черчение и рисование, железнодорожное дело, механика, технология металлов и дерева, телеграфия, пение и гимнастика. 7 апреля 1886 г. правительство приняло решение передать все железнодорожные училища (казенные и частные) в подчинение Министерства путей сообщения. Для непосредственного управления ими в структуре МПС был организован учебный отдел и утверждено новое Положение. Для их содержания создавался особый фонд, формировавшийся из отчислений валовых доходов в размере 15 руб. с каждой версты рельсовых путей, поступлений от платы за обучение и различных попечительских сумм. Поступавшие в училище должны были иметь свидетельство об окончании двухклассных сельских, уездных, городских или церковноприходских школ и сдать вступительные экзамены по русскому языку и математике. Для детей железнодорожников , не имевших указанных свидетельств, предусматривался подготовительный класс, куда зачисляли после вступительных испытаний. Окончившие трехлетний курс обучения получали установленное свидетельство и направлялись на практику. Проработавшие не менее двух лет в технических должностях на железнодорожном предприятии и представившие надлежащие документы "удостаивались от училища аттестатов, дающих преимущественное право на занятие должностей второстепенных техников железнодорожной службы". Железнодорожные училища давали необходимое общее и техническое образование для успешного выполнения служебных обязанностей. Руководящие и преподавательские должности в училищах замещались лицами с высшим образованием. Штатные преподаватели в зависимости от выслуги лет получали оклады от 750 до 1250 руб. в год при нагрузке 12 уроков в неделю. Кроме того, училищу выделялось пять окладов по 1500 руб. в год, которые назначались преподавателям "за особенную и ревностную службу-. Что касается пенсионного обеспечения, то работники железнодорожных училищ приравнивались к соответствующим категориям служащих гимназий Министерства просвещения. 8 февраля 1888 г. по представлению совета Петербургского института инженеров путей сообщения было высочайше утверждено Положение о техниках путей сообщения, в котором определялись порядок присвоения этого звания и предоставленные им права. Для получения звания техника требовалось иметь среднее образование и сдать особый экзамен в специально назначаемых комиссиях при институте и правлениях округов путей сообщения. Соискатели экзаменовались по инженерному и архитектурному черчению, низшей геодезии, элементарной механике, архитектуре и строительному искусству, основам практической и строительной механики, составлению смет и технической отчетности. В связи с нехваткой технической литературы для подготовки к этим экзаменам институт проявил инициативу в выпуске необходимых методических пособий и руководств. Ежегодно звание техника путей сообщения получали от 10 до 45 человек. Например, в 1900 г. из 58 экзаменовавшихся удостоились звания техника 43. Одним из первых такое свидетельство получил В. Я. Шишков , сотрудник Сибирского округа железных дорог, впоследствии писатель, автор многих произведений, в том числе широко известного романа "Угрюм-река". Ссылки:
|