|
|||
|
НЕКОТОРЫЕ ДАТЫ ИСТОРИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ
1798 Образован Департамент водяных коммуникаций, положивший начало ведомству путей сообщения. 1806-1810 Построена на Алтае первая рельсовая чугунная промышленная дорога длиной около 2 км горным инженером Колывано-Воскресенских заводов П. К. Фроловым. 1809, 20 ноября (2 декабря) Преобразованы Департамент водяных коммуникаций и Экспедиция устроения дорог в государстве в Управление водяными и сухопутными сообщениями 323_1 (с 1810 г.- Главное управление путей сообщения, с 1833 г.- Главное управление путей сообщения и публичных зданий. С 1842 г. в составе этого Управления - Департамент железных дорог, с 1865 г.- Министерство путей сообщения). Учрежден Корпус инженеров водяных и сухопутных сообщений и Институт Корпуса - первое в стране высшее учебное заведение строительного искусства и транспорта (в 1810 г. переименованы в Корпус и Институт Корпуса инженеров путей сообщения, с 1864 г.- Институт инженеров путей сообщения, ныне - Петербургский государственный университет путей сообщения). 1826 Вышел первый номер "Журнала путей сообщения" на русском и французском языках. 1834 Построена рельсовая промышленная дорога длиной 854 м с паровой тягой в Нижнем Тагиле Е. А. и М. Е. Черепановыми, ими же создан первый паровоз для этой дороги. 1837, 30 октября (11 ноября) Открыта первая в России железная дорога общего пользования Петербург-Царское Село с продолжением до Павловска, шириной колеи 6 футов (1829 мм), протяжением 27 км (перешита на нормальную колею в 1903г.). 1843 Утверждена для Петербурго-Московской железной дороги ширина рельсовой колеи 5 футов (1524 мм), принятая затем как нормальная для отечественных железных дорог. 1844 Передан Александровский чугунолитейный завод в Петербурге ведомству путей сообщения. Завод строил подвижной состав для Петербурго- Московской дороги, явился первенцем отечественного локомотиво- и вагоностроения. Первый паровоз выпущен в 1845 г. 1851, 1(13) ноября Открыта крупнейшая по тому времени двухпутная железнодорожная магистраль Петербург-Москва протяжением 644,4 км. 1857 Создано Главное общество российских железных дорог. 1860 Введены единые обязательные для всех железных дорог России габариты приближения строений и подвижного состава. 1866 Учреждено Императорское русское техническое общество (ИРТО). 1871 Сдана в эксплуатацию наиболее протяженная в стране железная дорога Москва-Брест (1100 км). 1873 Издана Инструкция для производства предварительных правительственных изысканий - первое официальное руководство для проектирования железнодорожных магистралей. 1879 Построена первая в России сортировочная станция Петербург- Сортировочный. 1880 Закончено строительство наиболее протяженного в Европе железнодорожного моста через Волгу у г. Сызрани (1420 м). Начато сооружение Закаспийской железной дороги через песчаную пустыню впервые в мировой практике. В 1888 г. построен участок Узун-Ада-Самарканд (1437 км), в 1896 г.- участок Джебел-Красноводск (134 км). 1885 Введен Общий устав российских железных дорог. 1889 Принят Закон об общем пользовании вагонов в масштабе сети. 1890 Завершено сооружение самого протяженного в России Сурамского тоннеля длиной 4 км на высоте 923 м над уровнем моря. 1891, 19(31) мая Начато строительство Великого Сибирского пути (Транссиба) от Челябинска до Владивостока - самой протяженной в мире железнодорожной магистрали . К 1903 г. по ней открыто движение через Маньчжурию (6500 км), в 1916 г. завершено сооружение Транссиба полностью по российской территории (7420 км). 1892 Учрежден Инженерный совет MПC. ведавший вопросами технической политики в области строительства и эксплуатации железных дорог. 1896, 23 мая (4 июня) Учреждено Московское инженерное училище, преобразованное в 1913 г. в Московский институт инженеров путей сообщения. 1898 Утверждены первые Правила технической эксплуатации (ПТЭ) железных дорог, открытых для общего пользования. Построена первая магистральная узкоколейная железная дорога общего пользования Ярославль-Вологда-Архангельск длиной 853 км (перешита на нормальную колею в 1916 г.). 1899 Введено в эксплуатацию 5257 км железных дорог - рекордный показатель в транспортном строительстве. Построена первая в стране сортировочная горка на станции Ртищево. 1915, 1(14) января Начато строительство самой северной в России Мурманской железной дороги - от Петрозаводска до Мурманска - протяжением 1044 км. Строительство в основном закончено в ноябре 1916 г. Ссылки:
|