|
|||
|
ВКЛАД УЧЕНЫХ И ИНЖЕНЕРОВ В ПРЕДПРОЕКТНОЕ ОБОСНОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА ВЕЛИКОГО СИБИРСКОГО ПУТИ
В формировании позиции научной общественности относительно сооружения Сибирской железной дороги важную роль сыграло ИРТО (Императорское русское техническое общество). В период ажиотажного наступления на правительство представителей различных ведомств, местных чиновников и купечества по поводу выбора направления Сибирской дороги и способов ее возведения важно было услышать весомое слово ведущих специалистов железнодорожного дела. 18 декабря 1887 г. в ИРТО состоялась беседа по докладу вице- адмирала Н. В. Копытова "О наивыгоднейшем направлении магистральной и непрерывной всероссийской великой восточной железной дороги" 147_3 . Совет общества образовал комиссию под председательством А. Н. Горчакова , возглавлявшего железнодорожный отдел ИРТО , для обсуждения проблем Сибирского пути. В марте 1888 г. она заслушала доклады инженера путей сообщения Н. А. Сытенко и горного инженера Л. А. Ячевского и признана необходимым рассмотреть вопрос о Сибирской дороге после тщательных рекогносцировок самых трудных ее участков. 15 марта 1889 г. комиссия вернулась к этому вопросу. В его обсуждении приняли участие профессора и инженеры путей сообщения, горные и военные инженеры, ученые Петербургского университета, представители деловых и административных кругов Сибири, отдельные лица, чей опыт и знания были важны при обсуждении технико-экономических вопросов. В начале 90-х годов в печати высказывались предложения об устройстве Транссиба узкоколейным, но они не нашли поддержки у специалистов. На одном из заседаний железнодорожного отдела ИРТО Н. П. Меженинов сказал по этому поводу, что Сибирская дорога будет иметь важное торговое и государственное значение и, как дорога транзитная, непременно должна быть ширококолейной; будущность ее для экономики края, торговли с Дальним Востоком чрезвычайная. Ссылки:
|