|
|||
|
Эмиграция из Харбина
А теперь о том, что определенно навевает грустные мысли. Крупный русский поэт Арсений Несмелов в стихотворении "Пять рукопожатий" очень точно написал: Ты пришел ко мне проститься. Обнял. Заглянул в глаза, сказал: "Пора!" В наше время в возрасте подобном Ехали кадеты в юнкера. Но не в Константиновское, милый, Едешь ты. Великий океан Тысячами простирает мили До лесов Канады, до полян В тех лесах, до города большого, Где - окончен университет! . Потеряем мальчика родного В иностранце двадцати трех лет. Кто осудит. Вологдам и Бийскам Верность сердца стоит ли хранить... Даже думать станешь по- английски, По- чужому плакать и любить. Мы - не то! Куда б ни выгружала Буря волчью костромскую рать, - Все же нас и Дурову, пожалуй, В Англичан не выдрессировать. Пять рукопожатий за неделю, Разлетится столько юных стай!.. . Мы - умрем, а молодняк поделят Франция, Америка Китай. Лишь в одном ошибся поэт. Только одно вселяло какой- то оптимизм, который он, видимо, не разделял: уезжали молодые харбинцы и в Россию в 20-е годы. Часто устраивались в городе вечера в пользу уезжавших в Россию учиться. "На Родину.- Харбинцы и харбинянки! [это последнее обращение мне особенно понравилось.- Г. М.], - призывал тогда жителей города Сергей Алымов .- Поможем. Их призывает родина, тоска по ней. "Но, повторяю, уезжали и старшие - главным образом люди состоятельные. Основной проблемой для них были квоты на въезд русских в Америку . "Заря" писала, что в декабре 1922 г. Америка могла еще принять 14 тыс. русских, но в январе следующего года оставалось только 8 тыс. вакансий. За месяц в Соединенные Штаты эмигрировали 9 тыс. русских. А квоты все сокращались. Была открыта официально организованная эмиграция в Канаду . "Пустеющий Харбин" - писали о городе газеты в 1923 году. Что же тогда остается сказать о Харбине конца 40-х - начале 50-х годов... Мы видим, что даже в годы наивысшего расцвета деловой и общественной жизни Харбина много бывших российских подданных разъезжалось отсюда по всем частям света. Особенно большой "исход" имел место после 1945 г. Но сегодня (спустя десятки лет) в разных странах - прежде всего в России, Австралии, Израиле, США, Польше, других - существуют и действуют крупные союзы и ассоциации людей, тесно связанных своим рождением, учебой, проживанием и общими воспоминаниями с богоспасаемым Харбином , которого не затронула ни одна война, который остается в памяти его бывших жителей - харбинцев и их потомков - городом их молодости, юности их отцов и дедов, как чудесный "град Китеж", исчезнувшим навсегда, история которого никогда более не повторится,- но и остающимся живым и сегодня. Поэтому и в наши дни слово "Харбин" остается тем паролем, который при встрече раскрывает сердца самых разных, ранее незнакомых друг другу людей, и сразу способствует возникновению между ними симпатии и взаимопонимания. Что еще нужно было бы сказать об этом явлении - рассеивании русских, в данном случае - русских харбинцев по всем частям белого света. Отъезд из Харбина дееспособного населения и талантливой молодежи в 20-х годах вел к значительному вымыванию части культурного слоя города, ослаблял его культурный потенциал, его возможности эффективно действовать в разных областях. Разъезд же русских жителей из Харбина за границу в 50-е годы вел к потере их для Родины - России - и тогдашней, и будущей, то есть России сегодняшней, демократической России. Процесс - ущербный, по- моему, для каждой из участвовавших в нем сторон. А как заключить. По- моему, следует еще сказать, что история Харбина, которая описывается в моих книгах, Харбина, давшего основную массу русского населения таких городов Китая, как Пекин, Тяньцзинь, Циндао, Шанхай, история русских и представителей других национальностей из Маньчжурии и Китая сегодня в Австралии, США, Израиле и других странах - является важной частью всей истории российской эмиграции в Китае, а следовательно, составной частью истории нашей великой Родины - России. И ее нужно изучать! После крушения Российской империи Китайская Восточная железная дорога стала представлять собой лакомый кусок, на который со всех сторон обратились взоры желающих им завладеть. Более всего в КВЖД был заинтересован Китай , вообще-то уже считавший дорогу "своей". Ссылки:
|