Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Харбин пережил несколько строительных "бумов"

За свою историю до 1945 г. Харбин пережил несколько строительных "бумов" (о некоторых я уже писал ранее). В трудные послереволюционные годы первым из них был бурный расцвет городского строительства 1921-1922 гг. В городе было построено до 50 крупных зданий и окончательно дооборудованы еще 150, возведенных летом и осенью 1921 г. Для такого масштабного строительства нужно было огромное количество стройматериалов, поступления которых в полном объеме местная харбинская промышленность обеспечить, конечно, еще была не в состоянии. Необходимый цемент привозился из Японии; кровельное железо поставлялось из Америки; воскресшая германская промышленность завалила рынок Харбина инструментом и гвоздями, совершенно подавив в конкурентной борьбе соответствующие отрасли японского производства; стекло поставляла в Харбин Бельгия, но японцы прибегали к нецивилизованным приемам конкуренции: до 80% бельгийского стекла "нечаянно" билось при перегрузке в Дайрене. Большие заслуги имели в этот период строительные фирмы Иосифа Леонтьевича Раппопорта ("Волга") , старейшего строителя Харбина - Андрея Гавриловича Глебова (его дом с красивым куполом находился на углу Китайской и Сквозной улицы) и другие, более мелкие - братьев Маркизовых , прочие.

Известными архитекторами Харбина были в этот период, кроме названных мною в первой книге, Юлий Петрович Жданов , А.А. Мясковский , о котором уже упоминалось выше, Владимир Андреевич Барри - проектировщик и строитель железобетонного харбинского виадука, соединяющего Новый Город с Пристанью и исправно в первозданном виде служащего городу и сегодня - т.е. уже более 70 лет; Александр Александрович Бернардацци ; инженер Владимир Александрович Рассушин - создатель ландшафта нового, полностью обновленного в 1931 г., Городского сада на Пристани, другие. В строительный бум в Харбине в начале 20-х ощутимую лепту внес и горсовет . Его Строительный отдел , возглавлявшийся энергичным Семянниковым, осуществил строительство каменных лавок в Новом Городе и на Старом базаре на Пристани (в 1921 г. дали доход в 28 096 руб.; в 1922 г.-30 тыс. руб.), Гостиного двора на Пристани (доход в 1921-1922 гг. по 16 685 руб. ежегодно), Городских бань (с 1920), своих городских Механических мастерских (с 1922 г.), других сооружений. В 1923 г. город принял участие в возводимом Товариществом "Пассаж" во главе с Соскиным популярного Пассажа в Новом Городе. Стала замащиваться булыжником (сохранившимся в рабочем состоянии вплоть до сегодняшних дней!) Китайская ул.- частями, участками, по которым временно прерывалось движение городского транспорта. Мне попалось объявление: "Китайская улица закрыта с 28 апреля на месяц. От Конной до Биржевой она будет замащиваться чистым тесаным кубиком. Потерпите! Надо разобрать старую мостовую, произвести подсыпку и срезку земли, наложить три слоя - такелаж, шоссейный слой и кубиковый и залить все цементом. Мостовая будет служить без малейшего ремонта 15-20 лет [как мы видим, прослужил намного дольше: русские делали все весьма основательно.-Г. М.]. Жизнь же кубиковой мостовой - 60-70 лет". Через полтора месяца приступили к замащиванию остальной части улицы - до Короткой. Это был уже 1924-й год. Отмечу также, что важным событием 1923 г. стал и наем Городским Советом дома Мичкова и переезд его в это новое помещение. От старого помещения Горсовета (угол Сквозной и Участковой) по Сквозной в течение нескольких дней дефилировала вереница телег -с ворохами папок, бумаг и мебелью переезжающего уважаемого учреждения в его новый Дом - на углу Сквозной и Китайской. Горсовет занял в этом новом здании три этажа, соединенных между собой новинкою для Харбина - первым в городе лифтом. 19 сентября "Заря" сообщила: "Вчера городские уполномоченные впервые заседали в своем новом помещении Горсовета в доме Мичкова. Хоры были сплошь забиты публикой. Новоселье было отмечено огромнейшим тортом, доставленым из соседней кондитерской "Дальконт" [Китайская, 79. -Г. М.], рассчитанным на всех 60 уполномоченных". Хорошо работала и харбинская Автоматическая телефонная станция ( АТС ) Управления КВЖД - первая на всем Дальнем Востоке. Она обслуживала весь город и телефоны общего пользования на пассажирском вокзале станции Харбин-Центральный и в его товарной конторе, в здании Коммерческого агентства КВЖД в Мостовом поселке -обслуживавшиеся отдельными телефонистами (один разговор -10 центов китайского доллара).

Широкой известностью пользовался также и харбинский Адресный стол , имевший универсальные функции и тесную связь с паспортным режимом в городе. Несколько слов о паспортном режиме, доставлявшем время от времени немало хлопот нашим дедам и отцам. После октября 1920 г. русские в Китае и Маньчжурии и подданные других государств, "кои не состоят в договорных отношениях с Китаем", обязаны были по достижении возраста для мужчин 18, а для женщин - 21 года - выбирать себе паспорт (фактически - временный вид на жительство) Китайской республики. Размеры его (казенная, сложенная в виде книжечки, бумага с печатями) в развернутом виде составляли примерно один метр на метр. В паспорт каждого вписывались все члены его семьи, включая малолетних детей, обязательно с их фотографиями. Порядок получения этого вида на жительство был достаточно прост и беспрепятствен, продление срока его действия - тоже. Выдавался он вначале на три месяца, затем на год. Но по истечении этого срока документ приходилось периодически заменять на новый, что стоило 2 китайских доллара 10 центов для временного и 4 доллара 10 центов для годового вида. Данный порядок, конечно, ложился определенным финансовым бременем на малообеспеченные эмигрантские слои. Но не менее важной, но гораздо более хлопотной проблемой становились эти самые фотографии. Время от времени эмигрантские фотостудии в городе буквально захлебывались от наплыва клиентов и их детей и, конечно (не без того), жалоб на качество снимков, на которых те не узнавали самих себя (тоже тема многих фельетонов). Но последуем дальше. Новые виды на жительство немедленно по их получении должны были быть прописаны в Адресном столе. Для этого на каждое прибывшее или убывшее лицо домоправители обязаны были заполнять по два адресных листка и представлять их в соответствующий полицейский участок, который после проведения необходимых формальностей эти адресные листки доставлял уже в Адресный стол. "Вдоль стен почти до потолка полки, а на них огромные, с железными ручками папки, с которых на посетителя смотрят большие черные буквы "А", "Б", "В"? Это сердце центрального адресного стола. В этих папках строго на своем месте лежат данные о каждом из жителей Харбина", -так начинает журналист свое описание этого учреждения. Далее он пишет о том, что в городе больше всего фамилий было на букву "К", и папок на эту букву имелась целая серия. Самой распространенной фамилией в России были Ивановы, но в Харбине они уступили свое первенство Поповым; много было также и Степановых. Проблемой для Адресного стола было сходство инициалов, а часто - и имен-отчеств. Конечно, это учреждение широко использовалось для розысков людей и всевозможных справок. По нему, в частности, харбинские коммерсанты-кредиторы разыскивали своих неаккуратных должников. Отлично поставлено было в городе и пожарное дело . Начало его было положено дорогой, и на первых порах оно входило в компетенцию полиции (помните сотника Казаркина, о котором я писал в первой книге?). Пожарные команды были созданы в Старом Харбине и на Пристани. Их хозяйством были бочки, ручные насосы и лошади (работали они на конной тяге). Брандмейстером старохарбинской пожарной команды был Константин Александрович Дубровин ; имя первого начальника пристанской мне пока неизвестно. В 1900 г. обе они выделились в отдельную службу дороги и именно с этого года стали исчислять свою историю. В 1906г. эвакуировавшиеся из Южной Маньчжурии члены Телинского и Порт-Артурского пожарных обществ решили восстановить свою профессиональную деятельность в Харбине, по-прежнему на добровольных началах (т.е. не получая какого- либо жалованья). Инициатором дела явился Александр Сергеевич Немировский , ставший первым брандмейстером этой добровольной пожарной команды. Было организовано общество с длинным названием -"Харбинское пожарное общество, соединенные Телинское, Порт- Артурское и Харбинское пожарные общества". Общество насчитывало в то время 50 членов; первым председателем его стал заведующий гражданской частью дороги полковник Заремба, начальником команды - прибывший в это время в Харбин начальник Одесской добровольной пожарной команды (с 1898г.) Михаил Самойлович Барский , считавшийся подлинным создателем пожарного дела в Харбине (скончался в 1935г.). Новое правление, собрав средства, приступило к постройке собственного депо и каменной каланчи на безвозмездно предоставленном дорогою участке по Офицерской улице, на своеобразном высоком "мысе" новогородней возвышенности. Для тушения пожаров в многоэтажных домах была приобретена усовершенствованная перевозная лестница, а позднее - автомашина. Когда в Харбин, еще до революции, приехал бывший обер-полицмейстер Варшавы, большой знаток пожарного дела, генерал П.П. Мейер , он заявил, что Харбинская добровольная дружина стоит на одном из первых мест в ряду других подобного рода организаций. С образованием в Харбине городского самоуправления (1908г.) КВЖД свои пожарные команды передала городу. Пристанская позднее получила название Первая городская пожарная команда и в 1935 г. отметила свое 35-летие. Брандмейстером ее с того же года стал Игнатий Киприанович Янчилин , 15-летний юбилей работы которого харбинская общественность отметила 15 февраля 1923г. Затем его сменил Бубелов, прослуживший к 1933 г. в пожарном деле 25 лет. Команда располагалась на просторном участке в конце Китайской улицы, недалеко от угла Полицейской, в двухэтажном здании (на первом этаже конюшни и служебные помещения, на втором - комнаты для дежурного состава). Во дворе находились несколько служебных квартир. Надо отметить, что город постоянно выделял своим пожарным командам крупные ассигнования, и в 1923 г. пристанская получила выписанную для нее из Германии пожарную машину "Магирус". Машина имела шесть рукавов, и высота ее струи достигала 25 сажен. После прибытия "Магируса" городской пожарный обоз на конной тяге постепенно ликвидировался. Харбин и особенно Фуцзядянь (который тушила тоже русская пожарная команда) горели чрезвычайно часто, и работы у пожарных было очень много. Еще надо прибавить и активное участие русских пожарных в борьбе с эпидемиями чумы в 1910 , эпидемиями чумы в 1920 , эпидемиями чумы в 1922 и другие годы. Как справедливо отмечает П.Д.Голубович ("Политехник", *10, с. 206), команды состояли в большинстве из русских и "являлись гордостью города благодаря самоотверженной работе, дисциплине и знанию дела". Цвет бочек и "Магируса" городской команды был синий, а у Добровольной пожарной команды - красный.

Ссылки:

  • БЕЖЕНЦЫ В МАНДЖУРИИ: ОТ КРУШЕНИЯ К НАДЕЖДЕ
  • Российская эмиграция в Маньчжурии создала промышпенность и торговлю
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»