Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Лютеране в Харбине

В ряду других в Харбине существовала сильная немецкая колония, а также проживало много латышей и эстонцы. Однако мои попытки получить какие-либо сведения о немецкой колонии от бывших харбинцев, проживающих ныне в ФРГ, окончились ничем. Тем хуже, я просто не имею возможности рассказать здесь о немцах в Харбине 20-х годов. К тому же расцвет немецкой колонии в Харбине приходится на более поздний период-1934-1945 гг.

Но конкретнее о лютеранах. История лютеранского прихода позволяет воссоздать неизвестные страницы возведения в Харбине красивой и, безусловно, памятной многим лютеранской кирхи на Большом проспекте (кстати сказать, сегодня в китайском Харбине процветающей исключительно!). А неизвестные - потому, что мне нигде не приходилось раньше об этом читать. Членами местного Евангелическо-лютеранского прихода в Харбине были главным образом латыши, немцы и эстонцы. Возникновение прихода,- писала газета "Заря",- относится к ранней истории Харбина. "Среди прибывших из России в Маньчжурию было довольно много лиц лютеранского вероисповедания, преимущественно латышей. Однако до русско- ниппонской войны [чувствуете эту фразеологию эпохи Маньчжоу-го!-Г. М.] лютеране не имели организованной церковной жизни. С расквартированием здесь в 1904-1905 гг. маньчжурских армий был построен первый в Маньчжурии лютеранский храм. Находился он в районе нынешнего Корпусного городка, где также расположились две православные военные церкви, католическая и армянская. Настоятелем лютеранского храма был назначен энергичный военный пастор Фриц Шмидхель . Его помощником стал Я.А. Дризуль" . В другой статье той же газеты "Заря" "20 лет служения просвещению" о юбилее Гимназии Я.А. Дризуля (открыта в 1911г.), изложены основные факты биографии директора этой гимназии. О гимназии - на своем месте, а об Яне Андреевиче Дризуле - здесь.

См. Дризуль Ян Андреевич Вернусь к истории прихода. "В 1907 году все находившиеся в городе временные военные церкви были разобраны. Лютеране снова остались без молитвенного дома. Богослужения совершались тогда в помещениях учебных заведений - Коммерческих училищ , гимназии М.А. Оксаковской , а с открытием гимназии Я. А.Дризуль - почти исключительно в последней. Неотложные требы исполнял Я. А. Дризуль. Для совершения более важных богослужений 1- 2 раза в год приезжали пасторы из Владивостока. Положение изменилось благоприятно для лютеран в 1914 г., когда управление дороги предоставило им участок на Большом проспекте, между Мукденской и Телинской ул. Немедленно был образован строительный комитет во главе с инж. К.Ф.Оттом , особо деятельное участие принимал начальник железнодорожной бригады ген. Реут . Через год комитет уже смог приступить к постройке храма. Проект был разработан техником Нестеровым, работавшим под наблюдением инженера Ю.П. Жданова . Большую помощь оказал член лютеранского прихода техник Вальс [ Вельс Валентин Карлович .-Г. М.], безвозмездно несший труды по техническому надзору за постройкой. В октябре 1916 г. было совершено освящение вновь выстроенного храма прибывшим из Владивостока пастором А. Лести . Однако постоянный пастор не был назначен, и богослужения совершались по-прежнему. Так продолжалось до 1924 г., когда община выписала пастора Кастлера ". Отмечу, что председателем церковно- приходского совета долгое время был местный старожил и домовладелец, немец И.П. Вормсбехер , и снова предоставлю слово Яну Андреевичу.

"С закрытием для Маньчжурии русской границы,- продолжает он,- в Харбине стали заботиться о собственной высшей школе, и я принял участие в комитете по учреждению в Харбине Экономико-юридических курсов , по открытии которых в 1920 г. поступил на них слушателем и остался до полного окончания Юридического факультета [окончил его Ян Андреевич в 1927г.- 58-ми лет от роду -Г. М.]; состоял также слушателем существовавших, к сожалению, только один академический год Высших философско-богословских курсов

В прошлом году [в 1930. -Г.М.] я отправился на родину и 7 августа, по предварительным испытаниям, был признан латвийским Верховным церковным управлением достойным звания священнослужителя. 10 августа в г. Лемзале при торжественной обстановке в присутствии громадного числа духовенства, латвийский епископ К. Ибре рукоположил меня в духовный сан и дал назначение в Харбин. В сентябре прошлого года я вернулся в Харбин и обслуживаю прежде всего духовные нужды граждан Литвы, но также граждан Эстонии и Германии, пока они еще не имеют своего пастора".

Только в 1934 г. в Харбин для обслуживания нужд местной немецкой общины прибыл пастор Г.Розен (памятный Харбину ярый фашист). Дризуль остался духовным главой лютеран латышей и эстонцев (Заря, 1931, 2 сентября, *240; 1936, 18 октября, *282). Среди членов лютеранского прихода были очень любопытные люди - например, барон Рожер Александрович Будберг, 1867-1926 .

Ссылки:

  • УБИЙСТВО НИКОЛАЯ II - ПОТРЯСЕНИЕ ВСЕХ УСТОЕВ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»