|
|||
|
Культурная жизнь Харбина в сложный, переломный 1924 год
Парад знаменитостей, посетивших Харбин в 1923-1924 гг., открыла русская певица Лидия Яковлевна Липковская . В понедельник 23 октября в харбинской "Заре" появилось объявление о том, что во вторник 14 ноября состоится первое гастрольное выступление знаменитой примадонны Государственных театров Лидии Яковлевны Липковской, а следующее -17 ноября. Пропуски в имеющейся в библиотеках России харбинской печати за ноябрь 1922 г., к сожалению, пока не позволяют мне рассказать об этих выступлениях в Харбине замечательной певицы и откликах на них в харбинской прессе, равно как и о первых впечатлениях Липковской о Харбине. Но она пробыла в городе долго - около 4 месяцев (правда, за это время еще съездила во Внутренний Китай). 13 февраля газеты сообщили сногсшибательную новость: Л.Липковская ездила в турне на юг Китая (Пекин, Тяньцзинь, Шанхай) и привезла оттуда в Харбин 28 различных птиц (в том числе 9 попугаев). Но самое главное: Липковская вернулась из поездки госпожой Ришар , а свадьба ее состоялась в Шанхае. Лестную рецензию на выступление Липковской в опере "Манон" в Пекине дал "Журналь де Пекэн" (на французском языке): "Лидия Липковская, чудесно одаренная, поющая на всех языках, с легким и чистого тембра голосом, передает с глубоким пониманием соблазнительную оригинальность музыки Масснэ". Был назначен концерт в Комсобе, а затем - гастрольные выступления Лидии Яковлевны в составе харбинской оперной труппы. Мой отец вспоминает о них так: "Приезд в Харбин известной певицы Лидии Липковской был удачно использован коллективом оперных артистов для привлечения ее к участию в нескольких операх. Она выступила в двух операх -"Фаусте" и "Богеме". Артистка отказалась петь с лирическим тенором оперы - Черненко (опытным, но очень пожилым актером), и партию Фауста пел Оржельский . Я не пошел на этот спектакль. Будучи уверен, что Оржельский будет, конечно, хорош, я не хотел хоть в малейшей степени испортить впечатление от лицезрения затянутого в трико необычно огромного Фауста с чуть-чуть кавалерийскими ногами. Очень не хотел выступать в этой непривычной для него роли и Николай Антонович, но для коллектива это было выгодно (спектакли по повышенным ценам шли с аншлагом!), и он, конечно, согласился. Зато яркие воспоминания остались от "Богемы". Опера шла отлично, приподнятое от этого настроение не давало возможности настроиться соответственно приближающейся драматической развязке с Ми-ми (Липковской). Последняя сцена - Рудольф (Оржельский), думая, что Мими лучше, что она уснула, идет к окну и, поднявшись на стул, задергивает оконные занавески. Он спокоен и даже радостен - Мими поправляется. Вошедшие друзья сразу же видят, что Мими умерла, но Рудольф, повернувшись к ним и стоя на стуле на одной ноге, прикладывает палец к губам, давая им знак, чтобы они не разбудили Мими. Позы друзей и их растерянность говорят Рудольфу, что что-то случилось, а повернувшись к Мими (по-прежнему на одной ноге!), он понимает, что она умерла. От его радостной, шаловливой позы не остается и следа, он застывает в отчаянии. Так прошли несколько секунд, но память о них осталась на всю жизнь! По имеющимся у меня отрывочным данным, Липковская в оперной труппе спела также 8 марта партию Джильды в опере "Риголетто". Это выступление было объявлено последним, и певица собиралась уезжать в Японию. Но! В пятницу 16 марта Липковская поставила одноактную оперу "Секрет Сюзанны"- написанную популярным Вольфом Феррари, творцом известной оперы "Драгоценности Мадонны". (Ее она ставила еще в Мариинском театре.) Партнером ее был Торгуд, исполнявший роль Графа. После спектакля состоялся концерт. В концертном отделении певица исполнила романс Длусского "На нивы желтые" Чайковского, "Английскую песнь" Кроуна и музыкальную ариетту Норины Доницетти. Затем, в костюме пастушки - песенки "Бержеретт", и на бис, после продолжительной овации, любимый харбинской публикой "Французский вальс". Рецензенты считали, что это было самое блестящее выступление Липковской в Харбине. В августе 1923 г. Лидия Липковская с пианистом Сверженским выступала уже в Австралии, получая отличную прессу. Харбинский "Русский голос" поместил одну из этих рецензий под заголовком "Липковская в Австралии" из "Сидней Морнинг Геральд"". Думаю, что харбинцы в Австралии, выпускающие в свет журнал "Австралиада", смогут дополнить это мое сообщение своими материалами, ведь они находятся, так сказать, "на месте"! Другими именитыми артистами, гостями Харбина уже в 1924 г. были Петр Иванович Словцов , с женой, Маргаритой Николаевной Риоли-Словцовой . Но этими тремя именами список артистических гостей Харбина отнюдь не исчерпывается. В 1923-1924 гг. через Харбин прошел, в полном смысле этого слова, блестящий "парад знаменитостей". В июне-июле 1923 г. в городе побывал, раз в пятый, знаменитый тенор, заслуженный артист Большого театра А.М. Лабинский , а также прима-балерина Московского и Петроградского государственных оперных театров и гастрольной поездки труппы С.Дягилева по Америке, Англии и Франции - Ксения Петровна Маклецова . В сентябре гастролировали певицы: Мария Александровна Каринская ("Заря" напомнила, что только три женских имени гремели в России из года в год: Вяльцева , Плевицкая и Каринская ; а о тоне рецензий дает понять заголовок одной из них -"Чудо Каринской") и М.А. Ведринская . В октябре вновь дал несколько концертов скрипач с мировым именем - Яша Хейфец , и давались объявления о гастролях известного автора-юмориста, любимца харбинской публики Владимира Степного (настоящего!), который выступит с пением, злободневными лубками, инсценировками и интермедиями. В ноябре здесь побывал в рамках большого заграничного концертного турне скрипач Михаил Эрденко . В январе-феврале 1924 г. выступал с концертами, пел во многих операх Александр Ильич Мозжухин . За ним приехала чета Словцовых. В апреле гастролировали знаменитый бас, артист Петроградского и Московского государственных театров Владимир Иванович Касторский и с ним известное колоратурное сопрано М.А. Хованская . А в июле приехал Малый театр. Блестящие выступления старых русских артистов, их печатавшиеся в харбинской прессе воспоминания о русском искусстве вновь и вновь воскрешали в памяти русского населения Харбина страницы такого недавнего прошлого! Культурная жизнь Харбина в этот сложный, переломный 1924 год была исключительно яркой и оживленной. Но почему переломный? Ссылки:
|