Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Еврейская община Харбина

Для Харбина были характерны широкие экономические возможности, атмосфера национальной и религиозной терпимости, либерального отношения к евреям, созданная демократической администрацией КВЖД, отсутствие антисемитизма. Среди первых строителей дороги, ее инженеров, подрядчиков, а также торговцев и промышленников города было много евреев. Харбинская еврейская духовная община (ХЕДО) возникла здесь уже в 1903 г. Солдаты-евреи принимали участие в русско-японской войне, и многие проявили в ней смелость и мужество. Так, Иосиф Трумпельдор - впоследствии один из создателей Еврейского легиона, сражавшегося в Первую мировую войну против Турции,- потеряв в боях с японцами левую руку, все равно остался в строю; он - полный Георгиевский кавалер, имевший все четыре степени этого высокого ордена Российской армии. К этому военному времени относится и открытие в Харбине Еврейского кладбища - сегодня единственного из сохранившихся во всем Китае. И теперь я хочу рассказать о таком явлении в жизни Харбина, как русско- еврейская культура. "Этот мягкий южный говор. Юмор. Еврейские словечки. Совсем так же, как в Одессе. Темперамент - тоже южный. И глубокая внутренняя культура. Понимание твоих проблем и огорчений. Теплота семейных отношений. Преданность семье."

Еврейский быт Харбина Сколько о нем можно рассказать? Еврейские праздники, которые праздновали и русские, которые отчасти - нет, тоже в очень многом - по названиям, а главное, по своему духу - были нашими. Еврейский Новый год . Праздник этот не из веселых. Он длится два дня и наполнен утренними, дневными и вечерними богослужениями в двух харбинских синагогах. Особенность службы - трубные звуки, издаваемые через рог. Смысл в том, что эти торжественные трубные звуки должны вызывать в памяти акт Сотворения мира; Десять заповедей Божьих тоже были даны людям при трубных звуках. Эти два дня праздников еврейские учреждения и магазины закрыты; приносятся взаимные поздравления.

Совсем иной характер носит еврейская Пасха - с гуляниями и хрусткой белой мацой, и особенно веселый Праздник Кущей (Кучки) - с карнавалами и переодеванием. Все это было с нами - рядом, многие годы. Мои школьные и пристанские друзья, которых я вспоминаю в связи с этими праздниками и нашими вечеринками, играми за Сунгари,- Коля ( Николай Товиевич Пешковский ), Гаррик Вольфенштейн (по прозвищу "Вольф" или "Пинчер"), Натан Рывкин . Где вы? Многочисленные еврейские коммерсанты и предприниматели Харбина и Маньчжурии. Высокая коммерческая культура, хватка, деловитость. И честность. Никогда не подведут своего компаньона. Это я знаю отнюдь не понаслышке. Мой отчим, Иван Андреевич Миронов , тоже коммерсант, многие годы работал с компаньонами-евреями - Иосифом Коссовским , Лазарем Берковичем , другими. Многих я знал: они часто бывали у нас в гостях. Замечательный пласт еврейской русской культуры был частью жизни харбинцев - и производственной, и общественной. Он безвозвратно исчез - вместе с русским Харбином. И исчезает сегодня у нас в России, на Украине, даже в Одессе! А жаль! Сами того не замечая, мы теряем очень многое и в нашей культуре и поймем это, видимо, к сожалению, слишком поздно! Как было в Харбине? Конечно, было всякое. Но не побоюсь, повторю: Харбин жил без сословий, без черты оседлости. Отвергая какую-либо дискриминацию в отношении евреев, харбинская "Маньчжурская газета" еще в 1912 г. писала: "Совет Китайского [!-Г. М.] коммерческого общества выступил против здешних евреев-коммерсантов. Неуместно переносить какой-либо еврейский вопрос сюда, в русскую колонию, где мы должны поддерживать престиж культурной страны и, как таковой, долженствующей признавать равноправными между собою все народности, населяющие ее".

Вопрос этот обсуждался на заседании Харбинского Биржевого комитета. "Биржевой комитет находит рекомендуемую меру неприемлемою как по принципиальным, так и по практическим соображениям, - таков был итог этого обсуждения.- Все русские подданные в Маньчжурии, как и всюду в Китае, пользуются совершенно одинаковыми правами и одинаковым покровительством России перед китайским центральным правительством и местными туземными властями. 12-летний опыт жизни Харбина говорит наглядно о возможности мирного сожительства русских подданных всех национальностей при полном отсутствии антагонизма между ними. Изменять этот порядок Биржевой комитет не видит решительно никаких оснований. Что же касается практической стороны вопроса, то всякое ограничение русско-подданных евреев в правах нанесло бы чувствительный удар русскому делу в Маньчжурии, потому что евреи занимают весьма видное место в нашей торговле и промышленности в этой стране, вложив свой труд, свои знания и свои капиталы во всевозможные предприятия именно в Харбине и вообще на русской концессионной территории".

Еврейская община Харбина - старейшая в городе, существовала с 1903 г., когда насчитывала в своих рядах уже около 500 членов. Совет Харбинской еврейской общины возник в апреле 1919 г., и его целью было улучшение организации местного еврейского населения, обслуживание его нужд и потребностей (председатель Яков Давидович Фризер ). При совете работали постоянные комиссии:

Строительная (председатель И.Л.Раппопорт - о нем я скажу ниже),

Социальной помощи,

Культурно-просветительная,

Религиозная (председатель раввин Аарон Моше Киселев ),

Контрольная. Община имела: две синагоги - Главную (1909) и Новую, построенную в 1918 г., национальную школу - Еврейская гимназия (с 1918 г.), школу Талмуд-тора имени Л.С.Скидельского (1921); много еврейских юношей и девушек учились в Харбинском Общественном коммерческом училище . С 1912 г. существовала Еврейская общественная библиотека, насчитывавшая до 13 тыс. томов по всем отраслям знаний - на еврейском, русском и иностранных языках и открытая для желающих. С начала 20-х годов действовал ряд местных отделений всемирных сионистских организаций, ставивших своей задачей воссоздание Палестины, создание здесь правоохранного убежища для еврейского народа, приобретение земель в его неотчуждаемую собственность - Харбинское отделение Всемирной сионистской организации (уполномоченный для Дальнего Востока А.И. Кауфман ), ее Дальневосточное районное бюро (председатель он же), Дальневосточное бюро Еврейского национального фонда ( Главное бюро Всемирной сионистской организации в Иерусалиме; зарегистрировано по законам Англии) - председатель Г.Э. Эпштейн ; Основной фонд - Керен га Йесод (председатель И.Х.Соскин), Женская сионистская организация (отделение Всемирной женской сионистской организации, главное бюро в Лондоне) - председательница Н.Ф.Фризер ; Городской комитет Сионистской организации в Харбине (председатель С.Г. Ябров ). Все они находились по адресу: Биржевая, 59 (с 1925г. *28), дом Крол Стеси Самуиловны.

Была также и активно работала такая интересная и редкая организация, как Дальневосточное еврейское центральное информационное бюро для эмигрантов и пострадавших от войны, погромов и стихийных бедствий (Аптекарская, 16).

Бюро ставило перед собой задачу разыскивать пропавших без вести лиц - не только евреев, подчеркну это, но людей других национальностей, потерявших родных и близких во время Первой мировой войны. Бюро имело отделы и уполномоченных в таких городах Дальнего Востока, Сибири, Китая и Японии, как Владивосток, Чита, Иркутск, Томск, Благовещенск, Шанхай, Тяньцзинь, Иокогама (председатель бюро в Харбине Г.М.Циркель-Лившиц ). Действовали молодежные организации - Брит-Трумпельдор и Маккаби, преследовавшие как национальные, так и культурно-спортивные цели и воспитывавшие еврейскую молодежь в духе национализма и национальных особенностей, обычаев и традиций. В Харбине издавался еженедельник "Сибирь-Палестина" (редактор А.И.Кауфман ) и с конца 1920 г. (в течение около 25 лет) орган еврейской прессы -"Еврейская жизнь", общественно-литературный журнал, посвященный еврейским интересам в странах Восточной Азии. Еврейская колония имела в Харбине, начиная с 1918-1920 гг., разветвленную сеть благотворительных учреждений, открытых для людей всех национальностей, и, кроме того, принимала активное участие в благотворительных акциях российских эмигрантов. Дамское еврейское благотворительное общество (существовало с 1906 г., председательница Б.И. Шварц-Кауфман) оказывало разнообразную помощь беднейшему еврейскому населению. В 1921 г. оно открыло Трудовую школу, где бесплатно обучались кройке и шитью до 40 еврейских девушек. Еврейская бесплатная и дешевая столовая (существовала с 1919 г.) отпускала в первые годы более 300 обедов в день -всем нуждавшимся, тоже без различия возраста и национальности. Общество попечения о бедных и больных евреях "Мишмерес-Хейлим" (Артиллерийская, 4), которое имело бесплатные медицинскую и зубоврачебную амбулатории, оказывало безвозмездную помощь несостоятельным больным и на дому, бесплатно отпускало лекарства. Действовало оно до открытия в 1935 г. Еврейской больницы, стоящей в своем первозданном виде, как я сам в этом убедился, на углу Биржевой и Китайской (теперь Чжунъян дацзе - Центральная) улиц Пристани и в декабре 2001г. Приют для престарелых "Мойшав Зкейним" - Богадельня (какое прекрасное слово!), построенная в 1920 г. на средства И.А.Рабиновича , предоставляла убежище для 25 стариков и старушек, живших здесь в прекрасных бытовых условиях на полном пансионе (включая белье, обувь, платье, медицинскую помощь) и окруженных заботой. Харбинское еврейское благотворительное общество для выдачи беспроцентных ссуд ("Гмилус Хесед", существовало с 1913 г.) имело целью, как явствует из его названия, предоставление таковых малоимущим торговцам, ремесленникам, предпринимателям мелкого кредита. Кредитами покрупнее - тоже для мелких и средних коммерсантов и промышленников -занимались: Еврейский дальневосточный коммерческий банк и возникший в 1923г.

Еврейский народный банк , единственный просуществовавший в Харбине до 1951 года. Я не раз уже упоминал выше Абрама Иосифовича Кауфмана , известного в городе врача, крупного общественного деятеля, прожившего в Харбине более 34 лет. К сожалению, когда я писал первый вариант этого раздела, опубликованный в нью-йоркском "Новом русском слове", а затем перепечатанный в "Бюллетене" Ассоциации выходцев из Китая в Израиле - Игуд иоцей син, плодотворно работающей здесь уже более 50 лет, я еще не располагал биографическими данными о нем, известными, как я был уверен, бывшим харбинцам, проживающим ныне в Израиле. И верно. Связавшись с сыном доктора -Тедди Кауфманом, возглавляющим эту ассоциацию, я получил исчерпывающие сведения о его отце.

См. Кауфман Абрам Иосифович (1885-1971) В тех благоприятных условиях, которые сложились для деятельности еврейских предпринимателей в Маньчжурии, они, вместе с русскими, сумели сделать очень многое и внесли большой вклад в развитие торговли и производительных сил как края, так и Китая в целом. О влиянии еврейской общины на культуру Харбина. Было это влияние значительным. В городе в 1918-1924 гг. (и, конечно, позднее) широко шли еврейские пьесы, ставившиеся как коллективами русских артистов, так и Еврейским музыкально-литературно-драматическим обществом ИМАЛДАГ, тоже имевшим свой клуб и сценическую площадку. Прославленный К.А.Зубов с успехом осуществил в апреле 1922г. грандиозную постановку еврейской исторической трагедии "Бар-Кохба (Сын Звезды), или Последние дни Иерусалима", впервые переведенной для этого на русский язык (автор - А.Гольдфаден). В постановке приняли участие синагогальный хор, а также русский балет и оркестр. Очень многих харбинцев привлекало искусство артиста Ф.П. Пружанова , которому "Заря" посвятила следующие строки:

"Искусство будней пленяет нас не меньше Большого искусства. Маленькая фигурка на небольшой сцене. Но весь зал катается от хохота. На сцене человек так, как он есть! С его скорбями и весельем. И невидимые нити связывают с ним весь зал. Великолепный физиономист и танцор, король жеста и движения, блеск и огонь маленькой сцены. Пойдите, посмотрите Пружанова, и вы увидите то маленькое искусство, в котором можно быть великим!" (статья Доктора Финка [Вс. Н.Иванов] "Короли малых сцен"). Перед отъездом в Америку, чета русских еврейских артистов, как они себя называли - Б.Юнеско и Ф. Пружанов -поставила оперетту в 3 актах "Мадмуазель Ейцер Горэ" на еврейском языке (не знаю уж, на идиш или на иврите), прошедшую с огромным успехом. Пружанов выступал исключительно в Саде-Театре "Палермо" (Коммерческая, 30), отметившем в 1922 г. свое 15- летие. Исполнение некоторых еврейских песен включила в один из своих больших концертов любимица харбинской публики А.И. Загорская . Вслушаемся в названия этих песенок: "Шлоф майн кинд", "Дер пароль", "Ейли-Ейли", "Де мезинке", "Ломлир зих Ибер бейтн". Исполнила она и новые в то время русские песни: "Весною", "Завет женщинам", "Незабудки", "Хочу цветов", "Угол", "Пикадилли", "Сломанные лошадки".

Наконец, зимний музыкальный сезон 1920/21 года в Желсобе (19 сентября) и в Комсобе (23 сентября) был открыт знаменитым квинтетом имени Л.С. Скидельского, созданным братьями Соломоном и Семеном в память своего отца. Выступив в роли меценатов, они затратили на создание своего детища крупные средства. Состав квинтета: первая скрипка -А.Гиллерсберг, вторая скрипка -А.Кончестер, альт -И. Подушко, виолончель -И.Шевцов, рояль - И.Гиллерсберг. Солистом вечера в Железнодорожном собрании был И.Шевцов. В программе вечера: Квартет Шуберта, Концерт Де-Сверна, Квинтет Синдинга. Этим выступлением открывалось концертное турне квинтета по Китаю, Японии и Филиппинским островам? Теперь о праздниках в российской колонии в Маньчжурии.

Ссылки:

  • Экспорт зерновой продукции Маньчжурии
  • Соскин Наум Харитонович
  • РУССКИЕ В МАНДЖУРИИ: БЕЗ ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНОСТИ И ГРАЖДАНСТВА
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»