Чжоу Эньлай (кит. трад. 周恩來, упр.
周恩来, пиньинь: Zhōu Ēnlái) (5 марта
1898 года — 8 января 1976 года) — политический деятель Китая, первый глава
Госсовета КНР с момента её образования в 1949
до своей смерти; потомок в 33-м колене основателя неоконфуцианства Чжоу
Дуньи.
Видный дипломат, он способствовал мирному сосуществованию с Западом,
одновременно пытаясь не разрывать отношений с Советским Союзом. Его
деликатная политика и принципиальность в работе обеспечила ему сохранение
поста премьера в годы
«культурной революции», а дипломатичность и
высокая трудоспособность снискали народную славу.
Чжоу Эньлай родился в 1898 году в уездном городе Шаньян округа Хуайань
провинции Цзянсу. Его отец Чжоу Инэн (он же Чжоу Шаоган) принадлежал к
древнему феодальному роду, однако сам карьеру сделать не смог, да и к
моменту рождения Эньлая клан Чжоу пришёл в упадок. Эньлай рано лишился
родителей, воспитывался у своих ближайших родственников в разных районах
Китая. Когда Чжоу Эньлаю не было и полугода, он был усыновлён Чжоу Иганем —
бездетным и тяжело больным братом отца, проживавшем в той же городской
усадьбе в Хуайане, что и родители Чжоу Эньлая. Приёмный отец вскоре
скончался, и Чжоу Эньлай остался на попечении вдовы покойного, ставшей ему
приёмной матерью.
С четырёх лет Чжоу Эньлай под присмотром приёмной матери стал учиться
писать иероглифы и читать классические стихотворения поэтов эпохи
Тан(618—907 гг.). В пятилетнем возрасте он начал посещать частную школу,
учить наизусть дидактические сочинения для детей (сборники афоризмов). В
8-летнем возрасте Чжоу Эньлая отдали в частную школу Гун Инсуня (его
двоюродного дяди по материнской линии), приверженца революционных взглядов.
Дядя пробудил в мальчике интерес к политическим событиям. Весной 1907 года
умерла родная мать Ваньша, а спустя год от туберкулёза скончалась приёмная
мать.
Весной 1910 года, когда Чжоу Эньлаю было 12 лет, его взял к себе в семью
дядя Чжоу Игэн, который определил его в Мукденскую шестую школу. В октябре
1911 года, при первых известиях о начале Синьхайской революции, Чжоу Эньлай
остриг косу, подав тем самым пример своим товарищам (как знак протеста
против династии Цин, основатели которой при завоевании Китая ввели
унизительный обычай: заставляли китайцев-мужчин стричь волосы на голове,
позволяя оставлять лишь косичку). Весной 1913 года 15-летний Чжоу
Эньлай был отправлен в Тяньцзинь, в семью своей тётки, где в середине
августа успешно выдержал вступительные экзамены в Нанькайскую среднюю
школу, в которой применялись современные европейские и американские методы
преподавания. Здесь он прочёл книги западноевропейских просветителей:
«Общественный договор» Ж.-Ж. Руссо, «Дух законов» Монтескье, «Эволюцию и
этику» Гексли в переводе известного китайского реформатора Янь Фу.
В 1917 году Чжоу Эньлай при поддержке учителей и друзей насобирал деньги
для обучения в Японии. Около полугода он посвятил изучению японского языка,
однако не смог добиться достаточных результатов, чтобы успешно сдать
вступительные экзамены в 1-ю токийскую высшую школу. Ему пришлось
продолжать подготовку. В Японии он узнал о революционных событиях в России,
впервые познакомился с социалистическими идеями, в том числе марксистскими.
Получив письмо от друга, сообщавшего о предстоящем открытии на базе
Нанькайской средней школы Нанькайского университета, Чжоу Эньлай решил
покинуть Японию и продолжить образование на родине, и в конце апреля 1919
года возвратился в Тяньцзинь.
В Тяньцзине Чжоу Эньлай незамедлительно включился в патриотические
выступления молодёжи, развернувшиеся после получения сведений о событиях 4
мая. С июня он стал редактором «Газеты Объединённого союза учащихся
Тяньцзиня»; его первая же статья о «движении 4 мая» была перепечатана
ведущими газетами Тяньцзиня. Сначала газета выходила один раз в три дня, но
вскоре стала ежедневной с тиражом 20 тысяч экземпляров. 16 сентября 1919
года Чжоу Эньлай принял участие в создании «Общества пробуждения сознания»,
где получил псевдоним «У Хао» («Номер пятый»), впоследствии не раз
использовавшийся им в его революционной публицистике. Манифест Общества был
написан Чжоу Эньлаем. В нём говорилось о необходимости покончить в Китае с
милитаризмом, политиканством, бюрократизмом, неравенством мужчин и женщин,
консервативным мышлением и старой моралью. 21 сентября 1919 года по
предложению Чжоу Эньлая перед членами Общества был приглашён выступить
знаменитый профессор Пекинского университета Ли Дачжао. В октябре, после
массовых арестов во время празднования годовщины Синьхайской революции,
Общество организовало в Тяньцзине массовые протесты, вынудившие полицию
выпустить арестованных. 15 ноября на чрезвычайном заседании Общества
пробуждения сознания, проходившем под председательством Чжоу Эньлая, было
решено превратить этот кружок в боевую организацию молодых людей. В декабре
1919 года Чжоу Эньлая, избранный к тому времени руководителем Объединённого
союза ассоциации учащихся Тяньцзиня, при участии других общественных
организаций города организовал общегородской бойкот японских товаров. В
январе 1920 года группа во главе с Чжоу Эньлаем, пытавшаяся передать
антияпонскую петицию губернатору провинции Чжили, была арестована.
В тюрьме Чжоу Эньлай поддерживал дисциплину среди своих товарищей,
организовал политзанятия и дискуссии по актуальным социальным и
политическим вопросам. Публичные слушания по делу Чжоу Эньлая в июле 1920
года вызвали огромный интерес в городе, и 17 июля суд огласил приговор об
освобождении Чжоу Эньлая и его товарищей «за истечением срока заключения».
За время нахождения под стражей Чжоу Эньлай был отчислен из Нанькайского
университета, и потому решил продолжить образование во Франции в рамках
частично субсидировавшейся правительством программы. Будучи уже известным в
Тяньцзине журналистом и редактором, Чжоу Эньлай сумел перед отъездом за
границу заручиться согласием влиятельной местной газеты «Ишибао»
представлять её в странах Европы, рассчитывая, что получаемый от газеты
гонорар на первых порах поможет ему материально.
13 ноября 1920 года Чжоу Эньлай прибыл в Марсель, откуда поездом выехал в
Париж, где поселился в дешёвой гостинице в Латинском квартале. Живя в
Париже, он одно время устроился
рабочим на автомобильный завод «Рено», несколько месяцев проработал на
угольной шахте в Лилле и на металлургическом заводе в Сен-Шамоне близ
Лиона. Весной 1921 года Чжоу Эньлай был принят в члены парижской
коммунистической группы — одной из восьми коммунистических ячеек,
объединившихся впоследствии в Коммунистическую партию Китая. Во время
пребывания в Европе Чжоу Эньлай, помимо Франции, ездил также по Германии и
Англии, и постоянно писал репортажи для газеты «Ишибао», информируя
китайских читателей о происходящих в мире событиях. Китайская
коммунистическая ячейка получила приглашение прислать делегатов на I съезд
КПК (июль 1921 года), но по техническим причинам не смогла его
осуществить.
В марте 1922 года Чжоу Эньлай переехал в Берлин, где вскоре основал
германскую ячейку КПК. В мае 1922 года он предложил проект устава новой
организации, принявшей название «Коммунистическая партия китайской
молодёжи, проживающей в Европе», которая была учреждена год спустя. В
октябре 1922 года в Берлине Чжоу Эньлай познакомился с известным
сычуаньским генералом
Чжу Дэ и дал ему рекомендацию для вступления в
КПК. После решения КПК о сотрудничестве с
Гоминьданом, 25 ноября 1923 года
в Лионе учредительное собрание Европейского отделения Гоминьдана избрало
Чжоу Эньлая своим руководителем. Вместе с тем он создал европейскую
организацию КПК и европейское отделение молодёжной коммунистической
организации китайцев, принял самое непосредственное участие в создании
печатных органов этих организаций — журналов «Шаонянь» («Молодёжь») и
«Чигуан» («Алый свет») и опубликовал в них в 1922—1924 гг. множество
статей.
В Европе тяжёлые условия жизни приучили Чжоу к скромной жизни: он сам
готовил, стирал, убирал, ремонтировал вещи. Вместе с этим он был
эрудированным, образованным человеком, знал английский, французский и
немецкий языки.
Летом 1924 года Чжоу Эньлай по настоянию ЦК КПК отбыл обратно в Китай.
В начале октября Чжоу Эньлай стал временным главой парткома провинции
Гуандун, а также руководителем военного отдела и отдела пропаганды. Чжоу
Эньлай формировал дружины рабочей и крестьянской самообороны, выступал на
митингах и собраниях в поддержку революционного правительства Сунь Ятсена и
мобилизации сил для отпора контрреволюции. Вскоре он был отправлен в
качестве политического инструктора в
Академию Вампу, готовившую кадры для армии
революционного правительства Южного Китая, а с ноября стал начальником
политотдела Академии. Во время 1-го и 2-го Восточных походов Чжоу Эньлай
был на передовой вместе с курсантами Академии и принимал участие в боевых
действиях. Также в это время он принимал участие в работе очередных съездов
КПК и Гоминьдана. Здесь, в Гуанчжоу, Чжоу Эньлай познакомился с другим
выдающимся китайским революционером
Мао Цзэдуном, в то время членом ЦК
КПК, кандидатом в члены ЦИК Гоминьдана, редактором журнала «Политический
еженедельник».
В 1925 году гуанчжоуское правительство присвоило Чжоу звание
генерал-майора, отметив его непосредственное участие в боях с войсками
местного милитариста Чэнь Цзюмина, руководство политотделами воинских
частей и соединений Национально-революционной армии (НРА).
После военного переворота 20 марта 1926 года Чан Кайши распорядился об увольнении из
офицерского корпуса Национально-революционной армии всех коммунистов. После
сдачи дел Чжоу Эньлай стал начальником Специальных курсов политической
подготовки; большинство окончивших эти курсы Чжоу Эньлай отправил в
отдельный полк под командованием Е Тина. В декабре 1926 года Чжоу Эньлай по
распоряжению КПК был откомандирован в Шанхай и приступил к работе в
качестве заведующего Орготделом ЦК КПК и члена Военного комитета ЦК КПК. 21
марта 1927 года восставшему пролетариату удалось захватить власть в
Шанхае и в течение трёх недель
удерживать в своих руках город до подхода частей Национально-революционной
армии. Однако Чан Кайши, введя войска в город 12 апреля, по сговору с
империалистическими державами и местной контрреволюцией, учинил расправу
над восставшими. Чжоу Эньлаю удалось спастись, за его голову была объявлена
огромная награда.
В качестве руководителя военного отдела ЦК КПК Чжоу Эньлай вместе с Е
Тином, Чжу Дэ и Хэ Луном возглавил
Наньчанское восстание сохранивших верность
революции частей, поднятое 1 августа 1927 года. Однако восстание потерпело
поражение. Часть восставших, среди которых был Чжоу Эньлай, с боями ушла на
юг, в провинцию Гуандун, где находилась революционная база, а другой отряд,
во главе с Чжу Дэ — в провинцию Хунань, где присоединился к группе Мао
Цзэдуна. Несмотря на провал восстания в ноябре 1927 года на экстренном
совещании ЦК КПК Чжоу Эньлай был избран членом Политбюро ЦК КПК и членом
Постоянного комитета Политбюро.
В первой половине 1928 года Чжоу Эньлай при содействии Коминтерна
нелегально прибыл в СССР, где в июне-июле состоялся
VI съезд КПК. Летом 1928 года он участвовал в
работе VI конгресса Коминтерна, на котором его избрали кандидатом в члены
Исполкома Коминтерна. В октябре 1928 года Чжоу Эньлай нелегально
возвратился в Шанхай и приступил к организации деятельности КПК в новой
обстановке.
17 ноября 1931 года на I Всекитайском съезде представителей советских
районов Китая Чжоу Эньлай был избран в состав Центрального исполнительного
комитета Китайской советской республики и стал членом её Реввоенсовета.
Осенью 1932 года он был назначен политкомиссаром Красной армии (ранее этот
пост занимал Мао Цзэдун). В январе 1934 года на II Всекитайском съезде
представителей советских районов Чжоу Эньлай был избран заместителем
председателя Реввоенсовета. В 1934-35 годах в качестве начальника штаба
Чжоу Эньлай участвовал в Великом походе.
В конце 1936 года, когда в Сиани генералы Чжан Сюэлян и Ян Хучэн
взбунтовались, арестовали Чан Кайши и потребовали от него немедленного
создания единого фронта с коммунистами для совместной борьбы против японцев
(события, известные как «Сианьский инцидент»), именно Чжоу Эньлай был
срочно направлен для мирного урегулирования инцидента. Вскоре Чжоу Эньлай
стал представителем КПК для переговоров с правительством Чан Кайши о едином
антияпонском фронте. После самороспуска Коминтерна в мае 1943 года Чжоу
Эньлай был подвергнут в КПК огульной критике за приверженность политике
единого фронта с Гоминьданом; в ходе «движения за упорядочение стиля» в
марте 1944 года Чжоу Эньлаю пришлось выступить с пространной самокритикой.
В ноябре 1944 года Чжоу Эньлай вновь был направлен в качестве представителя
КПК для переговоров с Гоминьданом (который представлял Чжан Цюнь) при
посредничестве США.
В августе 1947 года Чжоу Эньлай был назначен заместителем председателя
Военного совета ЦК КПК и исполняющим обязанности начальника Генерального
штаба Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Он участвовал в руководстве крупнейшими её
операциями конца 1948 — начала 1949 годов: Ляоси-Шэньянской,
Бэйпин-Тяньцзиньской и Хуайхайской. В марте 1949 года Чжоу Эньлай возглавил
делегацию КПК на мирных переговорах с делегацией гоминьдановского
правительства о прекращении гражданской войны.
После провозглашения 1 октября 1949 года
Китайской Народной Республики Чжоу Эньлай был назначен премьером
Государственного административного совета и министром иностранных дел КНР.
Благодаря Чжоу Эньлаю китайская дипломатия добилась значительных успехов; в
современной китайской и западной историографии Чжоу Эньлай считается
инициатором «пяти принципов мирного сосуществования». В начале 1960-х годов
Чжоу Эньлай старался избежать чрезмерной идеологизации внешней политики
КНР, её ориентации исключительно на «третий мир» путём улучшения отношений
с капиталистическими странами Запада и Японией и путём смягчения
напряжённости в отношениях с СССР; в годы Культурной революции это привело
к нападкам на него со стороны некоторых организаций хунвэйбинов и цзаофаней
за «ревизионистские взгляды и высказывания».
В сентябре 1969 в Пекинском аэропорту Чжоу Эньлай провёл с А. Н. Косыгиным
переговоры, положившие конец кризису, вызванному пограничным
конфликтом на о. Даманский.
Результатом секретных переговоров Чжоу Эньлая с Г. Киссинджером в 1971 стал
визит в Китай президента США
Р. Никсона в 1972 году, который привёл к
нормализации китайско-американских отношений.
В 1973 Чжоу Эньлай добился возвращения из ссылки
Дэн Сяопина, занявшего пост
заместителя премьера.
В 1972 году врачи обнаружили у Чжоу Эньлая рак. Он перенёс в общей
сложности 13 операций, продолжая тем не менее напряжённо работать: с 1 июня
1974 года, когда премьер лёг в больницу и до своей кончины 8 января 1976
года он провёл 161 беседу с ответственными лицами из ЦК, 55 встреч — с
работниками среднего звена, 63 раза принимал иностранных гостей. В
больничных условиях он провёл 20 заседаний, покидал больницу 20 раз, чтобы
принять участие в различных совещаниях. 8 января 1976 года Чжоу Эньлай
скончался.
В честь Чжоу Эньлая сооружён мемориал в Тяньцзине
(天津周恩來鄧穎超紀念館),
а также установлен памятник в Маньчжурии.
5 апреля 1976 года, в день, когда по старинному китайскому народному обычаю
поминают усопших родных, сотни тысяч жителей Пекина с портретами Чжоу
Эньлая, белыми траурными венками и белыми цветами, с пением
«Интернационала» отовсюду сошлись на центральную площадь Тяньаньмэнь. На
площади стихийно возникали траурные митинги, читались стихи, посвящённые
памяти Чжоу Эньлая. Напуганные столь демонстративной народной активностью
сторонники Цзян Цин стянули к площади крупные военные и полицейские силы,
которые грубо разогнали собравшихся и произвели массовые аресты. Эти
события стали известны как «Тяньаньмэньский инцидент»
Личная жизнь
В 1925 году Чжоу Эньлай женился на революционерке Дэн Инчао, знакомой ему
ещё по «Движению 4 мая». Собственных детей у Чжоу и Дэн не было, однако они
усыновили и воспитывали в своей семье многих детей погибших революционеров;
одним из них был будущий премьер Государственного совета КНР — Ли Пэн.
Однако официально Эньлай и Инчао признали лишь троих дочерей, старшая из
которых, Сунь Вэйши, погибла в годы культурной революции.