Религиозные и нравственные императивы Льва Толстого явились источником
движения толстовства, построенном на двух основополагающих тезисах:
«опрощения» и «непротивления злу насилием». Последний, согласно Толстому,
зафиксирован в ряде мест Евангелия и есть стержень учения Христа, как,
впрочем, и буддизма. Сущность христианства, согласно Толстому, можно
выразить в простом правиле: «Будь добрым и не противодействуй злу насилием»
— «Закон насилия и закон любви» (1908).
Важнейшей основой учения Толстого стали слова Евангелия «Возлюбите врагов
ваших» и Нагорная проповедь. Последователи его учения — толстовцы — чтили
провозглашённые Львом Николаевичем пять заповедей: не гневайся, не
прелюбодействуй, не клянись, не противься злу насилием, возлюби врагов
своих, как ближнего своего.
Среди приверженцев учения, и не только, пользовались большой популярностью
книги Толстого «В чём моя вера», «Исповедь» и др. На жизнеучение Толстого
оказали влияние разнообразные идейные течения: брахманизм, буддизм,
даосизм, конфуцианство, ислам, также учения философов-моралистов (Сократа,
поздних стоиков, Канта, Шопенгауэра).
Толстой разработал особую идеологию ненасильственного анархизма (её можно
охарактеризовать как христианский анархизм), которая основывалась на
рационалистическом осмыслении христианства. Считая принуждение злом, он
делал вывод о необходимости упразднения государства, но не путём революции,
основанной на насилии, а путём добровольного отказа каждого члена общества
от исполнения любых государственных обязанностей, будь то воинская
повинность, уплата налогов и т. п. Л. Н. Толстой полагал: «Анархисты правы
во всем: и в отрицании существующего, и в утверждении того, что при
существующих нравах ничего не может быть хуже насилия власти; но они грубо
ошибаются, думая, что анархию можно установить революцией».
Идеи ненасильственного сопротивления, изложенные Л. Н. Толстым в работе
«Царство Божие внутри вас», оказали влияние на Махатму Ганди, состоявшего с
русским писателем в переписке.
По мнению историка русской философии В. В. Зеньковского, огромное
философское значение Льва Толстого, и не только для России, в его
стремлении построения культуры на религиозной основе и в его личном примере
освобождения от секуляризма.