ПОСЛЕСЛОВИЕ К БАЙРЯКАМ Предположительно село Байряка основано в 1500-1550 гг. На западе села жили черемисы, на севере типтяры, на востоке калмыки и венгры, южную сторону села занимали башкиры и все они составляли впоследствии жителей с. Байряка, это наши предки. По переписи населения 1913 г. в д. Байряка насчитывалось 2000 дворов. В 1785 г. вышел Указ о строительстве мечетей. До этого в д. Байряка действовали мечети, построенные из коры деревьев. И вот, в 1785 г. по ул. Каенлык была построена первая мечеть. До 1920 года в деревне действовало 7 мечетей. Наши прадеды также были свидетелями Гражданской войны. В 1918 году деревня несколько раз переходила из рук в руки. Из Байряков в Гражданской войне на стороне Красных воевало 200 мужчин. О тех боях, которые происходили в окрестностях села Байряка, описывается в рассказах русского писателя Серафимовича "Бой" и "Львиный выводок", очевидцем которых он был. (Серафимович, Собрание сочинений, т.6, стр. 127-133. СТР. 156-162. До 1920 г. в нашем селе насчитывалось 7 начальных школ, 4 медресе, школа для девочек, школа (муритов?), - всего 14 школ. С 1914 г. по 1930 г. Байряка являлась волостным центром. В Байрякинскую волость входило 13 деревень. В Байрякинской школе для девочек преподавала жена профессора Габдрахмана Сагди Мухтарана Сагди. Среди выпускников школы есть такие известные люди, как поэтесса Сания Гыйфат (1899-1057гг), жена просветителя Мунира Бикчурина Фахриямал (1906- 1967), предприниматель Гаухар Фуганай, которая живет в Финляндии и т.д. Байряка очень была знаменита своими учебными заведениями. Самыми известными среди них была медресе Губайдия, основанный Масгути хазрат Губайдуллиным. Масгути хазрат был очень образованным человеком. Он учился в Бухаре, потом работал в (Самарканде) переводчиком. Медресе Губайдия стояла нарду с медресе Мухаммадия. Она внесена в список самых известных медресе. В настоящее время сохранилось несколько зданий от бывшего медресе Губайдия. Эти здания внесены в список памятников истории и культуры Республики Татарстан. (Республика Татарстан, Памятники истории и культуры, 1993год). В 1913 году в Бугульминском уезде был сыгран первый спектакль. Это была пьеса Гаяза Исхакый "Оч хатын болен тормкыш", естественно, все роли исполняли мужчины. Сохранилась фотография исполнителей ролей. Многие выпускники медресе Губайдия стали известными людьми, например: - писатель, герой Великой Отечественной войны Хайретдин (Музай), - -писатель Мусагит Мустафин, - поэт Сирин Батыршин, - писатель Кашаф Рахим, - писатель (Мияссар?) Хафизов, (Минесар) - писатель Мияссар Набиуллин, - востоковед Мугинов Габдулла (1895-1967), - педагог, этнограф, доцент Алма-Атинского женского института Халиков Габдрахман (1897-1964), - генерал-майор Ягфар Катиев, преподаватель Оренбургской школы космонавтов и многие другие. Самого Масгут-хазрата Байрякинцы помнят до сих пор как очень воспитанного, образованного и справедливого человека. Он очень много сделал для села. Во время восстания вилочников в 1920 году благодаря ему вилочники не пошли в Байряку, и сами байрякинцы не пошли с ними, хазрят не допустил кровопролития. Масгут Губайдуллин в 1921 году умер от болезни. В 2001-м году музей Байряков посетили бывшие старожилы этой деревни - Губайдуллин Равиль Абдулхаевич и его сыновья Руслан, ?.., ныне живущие в городе Набережные Челны. Будучи наслышанными о композиторе Софье Асгатовне Губайдулиной, а также услышав рассказ заведующего байрякинским музеем Галимуллы Абдуллина о братьях Мухсине и Масгуде Губайдуллиных, подвергшихся гонению в 1929 году, о предках Губайдуллиных, увидев уголок Губайдия, посвященный нашему прапрадеду Губайдулле, построившему мечети и медресе в Байряках и давшему фамилию всему роду, почувствовали, что и они, по всей видимости, ведут начало своего рода от этого же предка. Появилось желание восстановить свою родословную. Поиск начали со звонка к нам. Естественно, нас также заинтересовал этот вопрос. И вот, изучая генеалогическое древо, оставленное Масгудом, мы пришли к убеждению, что, возможно, у Губайдуллы мог быть не один сын Габдулгали, наш прадед, а несколько, как это было типично для тех лет, но о которых в списке Масгуда ничего не говорится. В списке Масгуда мы видим только основной как бы корень, а затем намечено ответвление только одной веточки, идущей от от его отца - Габдулгали. И если допустить, что у Габдулгали были братья моложе его, то родство вполне вероятно. И даже странно, что Равиль Габдулхаевич и его родные не знали известных в деревне мулл - Масгуда и Мухсина, в то время как даже в далеких областях - Башкирии, Самарской области и др. их знали. Но ведь и мы знали очень немного о них, так как родители старались нас оградить от опасности. А это род много моложе. Да к тому же, в их родстве не наблюдалось религиозных деятелей. В свое время, возможно, они постарались просто забыть о своих старших двоюродных братьях. И если все же родство удастся установить, то как же интересно тогда пронаблюдать генетическую память в потомках. Исчезнувшие как бы за 70 лет искусственно прекращенные прекрасные деяния наших предков, бывших мулл, вдруг совершенно неожиданно при благоприятных обстоятельствах снова начинают давать благодатные ростки, хотя и в очень отдаленно напоминающем виде, в своих потомках. Простой деревенский 55-летний шофер - Равиль Габдулхаевич, занявшись бизнесом, и при том успешно, отчего-то в душе хранит мечту - построить в своей родной деревне новую школу - медресе, в которой будут и компьютерные классы и самая современная методика преподавания! Он хочет сделать жизнь родного края лучше, достойнее! И неважно, что строительство школ неприбыльное дело, что оно принесет только траты. Он с энтузиазмом берется за это дело. Мы верим, что осуществив его, он продолжив таким образом, в своеобразной форме просветительскую работу наших предков. И это даже неважно, является ли он далеким потомком наших родственников.