Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

"Sotto voce" ("Вполголоса") для альта, контрабаса и двух гитар (2010)

Это сочинение посвящено контрабасисту Александру Суслину, музыканту, обладающему счастливым даром инструментальной изобретательности. 

А.Суслин с интересом относится к моим сочинениям, и все вещи, написанные для виолончели, он исполняет на контрабасе. Вещи неожиданно становятся другими. 

Последнее сочинение для виолончели и квартета гитар, которое он тоже пожелал играть, - «Ravvedimento». В результате появилась совершенно новая версия, где контрабасист является солистом, - «Pentimento» для контрабаса и трех гитар. 

Этот опыт произвел на меня большое впечатление. И мне привиделся еще один вариант: соединить контрабас с альтом и двумя гитарами. 

Этот состав инструментов восхитил меня своей темной окраской, возможностью создать контраст между приглушенным тоном, звучанием «вполголоса», почти шёпотом, - и той особой выразительностью, которой обладают инструменты низкого регистра.

Отсюда – основная концепция вещи: неизменно повторяющийся мотив, исполняемый на трех нижних струнах гитары (струнах с обмоткой), содержит в себе тайну чисто акустического свойства: если вести звук вдоль этих струн подушечками пальцев пианиссимо, то мы получаем очень тихие, приглушенные, темные по тембру и совершенно иррациональные по высоте звуки. 

Но если нажимать струну сильнее или вести вдоль нее плектром, то за этим, длящимся на одной высоте тоном, струна открывает глиссандирующее пространство, которое можно довести до сильнейшей экспрессии. 

За звуком, длящимся на одной высоте, существует жизнь струны совершенно другого измерения!

На протяжении вещи этот мотив повторяется множество раз, провоцируя другие инструменты открывать свою собственную звуковую экспрессию, как бы принуждая ответить на его акустическую тайну. 

Этот мотив состоит из ходов на чистую кварту. Это – особенность настройки контрабаса и нижних струн гитар. И только альт имеет настройку струн по квинтам. 

Этот контраст тоже выявляется в концепции вещи: в одном из эпизодов агрессивные ходы по квартам вверх противопоставляются агрессивным ходам по квинтам вниз. 

Гармоническая и мелодическая субстанции вещи находятся в сильнейшей зависимости от квартовой и квинтовой настройки струн.

Ссылки:

  • Аннотации Софии Губайдулиной к своим произведениям
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»