|
|||
|
Аннотация С.Губайдулиной: "Всадник на белом коне" (2002)
Это сочинение — как бы оркестровый экстракт большой дилогии ("Страсти по Иоанну" и "Пасха по Иоанну"), написанной в 2000–2001 годах. Как и там, здесь сохранен постоянный внутренний диалог между двумя текстами из Нового Завета: "Евангелие от Иоанна" (линия Страстей) и "Откровение св. Иоанна Богослова" (линия Апокалипсиса); этот респонсорий придает мистическому действию Апокалипсиса психологическую наполненность, а земным страданиям Воплощенного Слова — высший смысл. Однако линия Страстей здесь сжата до такой степени, что она превращена как бы в точку — в своего рода "turning-point" ("поворотный пункт"). Этой точкой является средний раздел вещи, Интермедия. В "Пасхе по Иоанну" Интермедия звучит после слов Вновь Пришедшего, обращенных к Фоме Неверующему: "Подай руку твою, и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим". То, что происходит потом, — поворот от неверия к вере, от смотрения к истинному вèдению, от злоупотребления словами к служению Слову. В этой "недвижной точке вращения мира" сфокусирована вся суть Страстей. Что касается первого и третьего разделов исполняемого сочинения, то они взяты из апокалиптического слоя дилогии. Певцы-солисты и оба хора здесь отсутствуют, состав оркестра оставлен практически без изменений. Первый раздел соответствует приходу на землю и воплощению (господствует стихия земли), а третий — преображению и вознесению (всё охватывается огнем и светом).
Ссылки:
|