|
|||
|
Аннотация С.Губайдулиной: "Пасха по Иоанну" (к премьере 16.03.2002 в Гамбурге)
"Пасха по Иоанну" написана для сопрано, тенора, баритона, баса, двух смешанных хоров, органа, большого оркестра; на библейский канонический текст на русском языке. Исходная концепция всего сочинения включала первоначально и "Воскресение по Иоанну". Оно в наибольшей степени, чем все остальные разделы, построено на взаимодействии двух текстовых слоев — евангельского повествования по Иоанну и Откровения Иоанна. Этот бывший в начале конец задавал тон всей вещи и определял весь ход событий, как евангельских, так и апокалиптических. Но в ходе работы мне пришлось отделить исходный конец от начала. Я почувствовала: рассказ о земном пути Христа никак не может оканчиваться "разрешением драматического конфликта"; после такого может произойти только одно — знамение и предвестие Страшного Суда. То есть — предельный диссонанс, своего рода крик. А после этого заключительного крика мыслимо только одно — молчание. Продолжения нет и не может быть. "Es ist vollbracht"1. Однако концепция в целом требовала завершения. И я решилась довести дело до настоящего Ответа, каким бы психологически невозможным он ни казался. По счастью, узнав о моих планах, NDR2 сочло возможным поддержать их, заказать мне эту работу и устроить премьеру объединенными силами русских солистов, русско-немецкого хора и немецкого оркестра (NDR). Дирижирование взял на себя снова В.Гергиев, которому и посвящено всё сочинение в целом. При работе над завершением, которое получило название "Пасха по Иоанну", ко всем уже описанным мною проблемам добавилась еще одна трудность: а) в каком-то смысле всё уже произошло, всё свершилось, происходить больше нечему, продолжения нет и не может быть; смысловым итогом Страстей оказался неразрешенный вопрос о земной судьбе Слова — вопрос, сопряженный с видением апокалиптического всепожирающего огня; б) в ином же смысле дело обстоит прямо противоположным образом: всё только начинается. Ибо всё, что произошло и свершилось со Словом на земле, не только было, но и есть, и будет "в начале"; смысловым итогом Пасхи оказывается поглощение временнóй горизонтали (с ее причинно-следственными зависимостями) вневременнóй вертикалью: начало временнóе преображается в начало иерархическое. Композиционно-сюжетный выход из этого кажущегося противоречия следующий: всё, что происходит в "Пасхе", — это не продолжение уже свершившихся событий, а их преображение и претворение. Если "Страсти" определяют и замыкают в круг земной путь воплощенного Слова, то "Пасха" — это раскрытие нашей души, ее выход в иное измерение. И потому задачей моей было написать завершение всей вещи так, чтобы ни события, ни музыка не продолжались бы: никаких "и так далее", никаких "продолжение следует" — вообще никакой внешней сюжетности. Тем больше и весомее становится роль апокалиптического слоя, то есть внутренних событий, открытых нам в вèдении. Эта разница между "Страстями по Иоанну" (1-е отделение концерта) и "Пасхой по Иоанну" (2-е отделение концерта) становится особенно ощутимой, если сопоставить центральные персонажи "Страстей" и "Пасхи". В "Страстях" это Петр, его отречение; в "Пасхе" это Фома, его неспособность поставить веру прежде вèдения. Поворотный пункт "Страстей", после которого внешний ход событий уже неостановим, — троекратное отречение Петра: от Слова, от Любви, от своей личности. Поворотный пункт "Пасхи", после которого неостановим и предопределен внутренний ход событий — троекратный отказ Фомы: от веры — в пользу мнимо ясного вèдения; от надежды — в пользу надежности; от любви — в пользу мнимо твердого знания. Спасением здесь оказывается страшная и неподъемная благодать, посланная Фоме, — позволение "вложить персты в рану". Только после этого поворотного пункта становится возможным ряд событий, который можно назвать "Установление Третьего Завета". Его последовательные этапы: 1. Возвещение (Soprano solo, № 7, на текст из 1-го послания ап. Иоанна: "Тьма проходит, и истинный Свет уже светит"). 2. Испытание и завещание. Троекратный вопрос Христа к Петру "Любишь ли ты Меня?" и троекратный ответ Петра (положительный ответ предполагает твердую веру спрошенного в истинную реальность Спросившего). За каждым из трех вопросов следует: "Паси овец Моих". 3. Третье причастие. Первое причастие: Святым Духом — № 3. Второе: Хлебом — № 8. И теперь следует причастие Книгой. Звучит повеление Ангела Иоанну: "Съешь книгу сию; она будет горька в чреве твоем, но в устах твоих будет слаще меда" — № 10. 4. Клятва Ангела, "что времени больше не будет". Все дальнейшее — это процесс поглощения: смерти — победой; неизбывной скорби и оцепенения — светом; неразрешимых вопросов — последним Ответом. Это происходит и в евангельском, и в апокалиптическом слое. Причем, четыре ступени "Установления завета" соответствуют четырем же ступеням финального раздела (№ 12, "И увидел я новое небо и новую землю"): 1. Многократное возвещение "Христос воскресе из мертвых", стих из русской церковной службы. Соответствует "Возвещению" из № 7. 2. Слова Христа: "Я в Отце, и Отец во Мне, и вы во Мне, и Я в вас". Соответствует троекратному вопросу Христа к Петру и троекратному завещанию "Паси овец Моих". 3. Завершающее, данное теперь в новом свете "В начале было Слово". Соответствует повелению Ангела "Съешь книгу". 4. И, наконец, итоговый возглас "Свят, свят Господь Бог вседержитель". Соответствует преображению времени. Все свечи поглощены огнем. Все огни претворены в Свет. Этой апологией начального Слова и изначального Света и завершается сочинение. "В моем конце — начало". Гамбург, 16.03.2002
Ссылки:
|