|
|||
|
Аннотация С.Губайдулиной: "Sonnengesang "Похвала творению"" (1997)
Пьеса для виолончели, камерного хора и ударных посвящена величайшему виолончелисту XX века — Мстиславу Ростроповичу в год его 70-летия. И конечно, связана по своему смыслу и характеру с его личностью, которая в моем воображении неизменно озарена солнцем, солнечным светом, солнечной энергией. Необыкновенная мощь и глубина звука его виолончели побуждала мое воображение к какому-то очень важному музыкальному жесту и позволяла мне отважиться на то, чтобы взять для этого сочинения текст гимна Солнцу Святого Франциска Ассизского. Конечно, это было очень дерзко с моей стороны. Но очень важно для того, чтобы открыть солнечность личности гениального музыканта — Мстислава Ростроповича. Я понимала, что этот текст ни в коем случае нельзя распевать. Ни в коем случае нельзя с помощью музыки усилить экспрессию этого гимна. Музыка при соприкосновении с этими святыми текстами ни в коем случае не должна быть какой-то изысканной, претенциозно-усложненной или преувеличенно-увлекательной. Это — прославление Творца и Его творения очень скромным, простым христианином-миноритом. Поэтому я старалась сделать партию хора очень сдержанной и даже скрытой. И всю экспрессию отдать в руки виолончелиста и ударников. Участники же хора очень часто являются теми, кто отвечает на эту экспрессию. Именно поэтому в центре пьесы поставлен эпизод "Респонсорий": солист своим жестом (glissandi смычком на флексатоне) вызывает ответы хора. Форма сочинения членится на 4 эпизода: 1) Прославление Творца и Его творения — Солнца и Луны; 2) Прославление Творца — создателя четырех стихий: воздуха, воды, огня и земли; 3) Прославление жизни; 4) Прославление смерти. Но в сочинении имеются еще 4 момента, членящие форму. И это связано с мотивом обертонового ряда, с достижением на всех четырех струнах виолончели 11-го обертона: I. ц. 70: на струне А — соотнесение ре-диез темперированного с ре-диез, пониженным на 1/4 тона (как бы звучание 11-го натурального флажолета на струне А). Это — начало эпизода "Прославление жизни". II. ц. 94: на струне D — соотнесение соль-диез темперированного с соль-диез, пониженным на 1/4 тона. Это — после кульминации эпизода "Прославление жизни". III. ц. 107–110: на струне G. Это — до-диез и до-диез пониженное. В конце эпизода "Жизнь". IV. ц. 141–143: на струне С. Это фа-диез и фа-диез пониженное в эпизоде "Прославление смерти", то есть перед кодой сочинения. Этот же мотив обертонового ряда членит всю форму в целом на два раздела: в ц. 111–113. Это эпизод, когда виолончелист покидает свой инструмент. Мотив обертонового ряда играется на струне С. Затем виолончелист перестраивает эту струну, постепенно достигая самого низкого возможного строя; в этом строе достигает самого края своего инструмента, играя сначала у подставки, затем на самой подставке (палочкой от малого барабана), за подставкой, на подгрифнике и, наконец, вообще покидает свой инструмент. Теперь он играет на большом барабане (legato фрикционной палочкой), а затем — на флексатоне смычком для контрабаса, вызывая своими glissandi ответы хоровой группы. И только после этого эпизода, «Респонсория», вновь возвращается к своему инструменту, чтобы в эпизоде «Прославление смерти» достигнуть своего самого высокого регистра. 5–6.08.1997 Ссылки:
|