|
|||
|
Аннотация С.Губайдулиной: "In tempus praesens", второй концерт для скрипки с оркестром (2007)
Как и многих сочинителей ХХ века, меня в
сильнейшей степени волнует проблема времени. Меня волнует, как оно
изменяется в связи с изменяющимися психологическими состояниями человека,
как
оно проходит в природе, мире, обществе, в сновидениях, в искусстве.
Искусство всегда стоит между сном и реальностью, между мудростью и
безумием, между статикой и динамикой всего
существующего.
В обыденной жизни мы никогда не имеем времени настоящего. Лишь только
вечный переход от прошлого к
будущему.
И только во сне, в религиозном опыте и
в искусстве мы может пережить длящееся настоящее время. Думаю, что именно
этому служит
музыкальная форма: в своем течении она претерпевает множество событий.
Некоторые
из них оказываются наиболее важными (их я называю архитектоническими
узлами
формы). И они могут образовать некую обобщенную фигуру, например, фигуру,
похожую на пирамиду (на вершине пирамиды) In tempus praesens стоит эпизод
ритуального
жертвоприношения). Целостное переживание этой пирамидальной формы как раз
и
представляет собой длящееся настоящее время – In tempus praesens
Всё это время меня сопровождает образ
Софии – мудрости Бога. Явился он мне совершенно спонтанно. Видимо,
совпадение
наших имен дало повод для этой фантазии.Проявилось ли это в сочинении?
Отчасти –
да. Но прежде я хотела бы объяснить, какие свойства этого образа были для
меня
важны.«В начале было Слово,И Слово было у Бога,
И Слово было Бог» (Ев. по
Иоанну)
Здесь Иисус Христос, Сын Бога – это и
есть Слово. Отец и Сын – это одно целое, абсолютное единство. Число –
единица,
.
Но эта единица содержит в себе
бесконечно многомерный мир и бесконечное число свойств.
И одно из самых важных свойств
Абсолюта - страстное желание, чтобы абсолютное начало было
воплощено,
т.е. реализовано в пространстве с меньшим количеством измерений.
И вот эта идея воплощения и есть София,
мудрость бытия Бога (Богиня мудрости у древних греков, софийное начало в
Ветхом
Завете, София в православной традиции).
Мудрость заключается в том, чтобы был
сотворён мир, чтобы единица превратилась в число три: три ипостаси
Божественного
Бытия – Отец, Сын и Дух Святый. Единство, множество и связь (Николай
Кузанский).
Инициатор этого превращения – София. Она
– творческий принцип Бога, инициатор творения мира.
Но и в сотворенном мире необходима
мудрость: достигнутое множество обязательно должно вновь приводиться к
единству.
Когда Иисус говорит: «Я – в Отце, и Отец
– во Мне, и вы – во Мне, и Я - в вас» (Ев. по Иоанну), то в нем говорит
софийное начало. Вечное превращение единицы в число три, и числа три в
единицу.
Превращение единства – во множество и множества – в единство.
Именно поэтому при сочинении этого
произведения на первый план вышло то качество, которое можно было бы
обозначить
как двух-векторность образа Софии: Страстное желание
реализации звукового множества, желание достигнуть верхнего регистра,
услышать,
так сказать, небо, а с другой стороны – достигнуть самого низкого регистра
с его
адскими
frullato
тромбонов.
2. Второй же вектор –
это необходимость привести звуковое множество вновь к единице, т.е. к
унисону.
Ссылки:
|