Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Аннотация С.Губайдулиной: "In tempus praesens", второй концерт для скрипки с оркестром (2007)

Как и многих сочинителей ХХ века, меня в сильнейшей степени волнует проблема времени. Меня волнует, как оно изменяется   в связи с изменяющимися психологическими состояниями человека, как оно проходит в природе,  мире, обществе, в сновидениях, в  искусстве. Искусство всегда стоит между сном и реальностью, между мудростью и безумием, между статикой и динамикой всего существующего. В обыденной жизни мы никогда не имеем времени настоящего. Лишь только вечный переход от прошлого к будущему.  И только во сне, в религиозном опыте и в искусстве мы может пережить  длящееся настоящее время. Думаю, что именно этому служит музыкальная форма: в своем течении она претерпевает множество событий. Некоторые из них оказываются наиболее важными (их я называю архитектоническими узлами  формы). И они могут образовать некую обобщенную фигуру, например, фигуру, похожую на пирамиду (на вершине пирамиды) In tempus praesens стоит эпизод ритуального жертвоприношения). Целостное  переживание этой пирамидальной формы как раз и представляет собой  длящееся настоящее время – In tempus praesens Всё это время меня сопровождает образ Софии – мудрости Бога. Явился он мне совершенно спонтанно. Видимо, совпадение наших имен дало повод для этой фантазии.Проявилось ли это в сочинении? Отчасти – да. Но прежде я хотела бы объяснить, какие свойства этого образа были для меня важны.«В начале было Слово,И Слово было у Бога, И Слово было Бог» (Ев. по Иоанну) Здесь Иисус Христос, Сын Бога – это и есть Слово. Отец и Сын – это одно целое, абсолютное единство. Число – единица, . Но эта единица содержит в себе  бесконечно многомерный мир и бесконечное число свойств. И одно из самых важных свойств Абсолюта   - страстное желание, чтобы абсолютное начало  было воплощено, т.е. реализовано в пространстве с меньшим количеством измерений. И вот эта идея воплощения и есть София, мудрость бытия Бога (Богиня мудрости у древних греков, софийное начало в Ветхом Завете, София в православной традиции). Мудрость заключается в том, чтобы был сотворён мир, чтобы единица превратилась в число три: три ипостаси Божественного Бытия – Отец, Сын и Дух Святый. Единство, множество и связь (Николай Кузанский). Инициатор этого превращения – София. Она – творческий принцип Бога,  инициатор творения мира. Но и в сотворенном мире  необходима мудрость: достигнутое множество обязательно должно вновь приводиться к единству. Когда Иисус говорит: «Я – в Отце, и Отец – во Мне, и вы – во Мне, и Я -  в вас» (Ев. по Иоанну), то в нем говорит софийное начало. Вечное превращение единицы в число три, и числа три в единицу. Превращение единства – во множество и множества – в единство. Именно поэтому при сочинении этого произведения на первый план вышло то качество, которое можно было бы обозначить как двух-векторность образа Софии:  Страстное желание реализации звукового множества, желание достигнуть верхнего регистра, услышать, так сказать, небо, а с другой стороны – достигнуть самого низкого регистра с его адскими frullato   тромбонов. 2.   Второй же вектор – это необходимость привести звуковое множество вновь к единице, т.е. к унисону.

Ссылки:

  • Аннотации Софии Губайдулиной к своим произведениям
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»