|
|||
|
Аннотация С.Губайдулиной: "Кватернион" (1996)
Сочинение для четырех виолончелей посвящено московскому виолончелисту Владимиру Тонха, который создал уникальный по профессионализму ансамбль из четырех виолончелей. Слово "Кватернион", стоящее в заголовке, похоже на привычное "квартет". Но есть разница. Используя этот термин, я хотела подчеркнуть именно "четвероединство" ансамбля — ансамбля, состоящего из четырех одинаковых инструментов. Инструмент как бы один, но он "расчетверен". Термин заимствован из математики. У.Р.Гамильтон в середине прошлого века так обозначил некие "четвероединые" числа, состоящие из одного действительного и трех "мнимых" (как бы воображаемых) компонентов. Это позволило мне представить себе метафору: с одной стороны — реальная звуковая высота агсо или pizzicato, а с другой — разные состояния звуковой неопределенности: рикошет древком смычка, игра пальцами по струнам, игра наперстками по струнам, разного рода глиссандо и, наконец, в коде сочинения — игра смычком на подгрифнике. Основной темой является "драма" интервалов, расширяющихся по 1/4 тонам. Ответы на это расширение образуют некий сюжет, который завершается объединением всех четырех инструментов в одном, едином звуке (ведение смычков по подгрифникам). Звук этот не имеет строгой определенности. Он — как бы есть, но его, в сущности, — нет.
Ссылки:
|