Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Аннотация С.Губайдулиной: "Музыка для флейты, струнных и ударных" (1994)

Музыка для флейты, струнных и ударных" (1994)

 На протяжении XX века многие композиторы стремились расширить существующее 12-звуковое пространство, деля октаву на большее число звуков. Поддалась этому искушению и я.

Настроив одну половину струнных на 1/4 тона ниже другой, я получила возможность играть двумя пространствами, звуки которых не совпадают. Здесь возникает множество возможностей. Одна из них — трактовать эти две половины как свет и тень. При этом солирующий инструмент консонирует с той половиной струнного оркестра, которая настроена нормально, и резко диссонирует, попадая в "тень", то есть в ту половину струнных, которая настроена на 1/4 тона ниже.

Одной из самых привлекательных идей мне показалась возможность сопоставить мажорные и минорные трезвучия, взятые в противоположных настройках. Идея, которой я обязана счастливой фантазии композитора Виктора Суслина. Тогда одно трезвучие как бы вкладывается в другое. Ни один звук не совпадает. И поэтому в каждом из них возни­кает тяготение, разрешающееся в противоположном пространстве:

 

              цифры 10, 19, 54, 58–67, 118.

 

Но где-то должна найтись точка соприкосновения. Такой точкой оказывается "нейтральное" трезвучие, с терцией на
1/4 тона меньше, чем большая, и на 1/4 тона больше, чем малая:

 

         цифра 11.

 

У струнных с нормальной настройкой этим общим звуком является только флажолетный звук 11-го обертона, который в наибольшей степени приближается к звучанию на 1/4 тона ниже темперированного. В струнной группе существует 5 разных струн. Следовательно, я имею 5 звуков, общих для обеих настроек. И значит — 5 "нейтральных" трезвучий.

Отсюда форма пьесы: период из 5 предложений, каждое из которых завершается сопоставлением трех трезвучий: мажора в одной настройке, минора в другой и "нейтральным" трезвучием, как бы примиряющим эти противоположности.

"Музыка" посвящена замечательному флейтисту нашего времени Пьеру-Иву Арто и в высшей степени инспирирована его личностью и манерой игры.

Декабрь 1994

Ссылки:

  • Аннотации Софии Губайдулиной к своим произведениям
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»