"Fachwerk" ("Фахверк") для баяна, ударных и струнного оркестра (2009)
Название вещи связано с моим восхищением этим архитектурным стилем. Это
– совершенно особенный, уникальный стиль, где конструктивные элементы
постройки не скрываются за облицовкой здания, а напротив, выносятся на
передний план. Необходимые для здания конструкты, такие как распорки
крепления стен (Verstrebungen), задвижки окон и дверей (Riegeln), балочные
перекрытия (Balkendecken) – образуют различные геометрические узоры,
которые становятся эстетическим явлением. А иногда за этой красотой
высвечивается еще более глубокое явление, явление эссенциальное,
сущностное. Например, существует стиль крепления стен «Schwäbisches
Männle», «Schwäbisches Weible», «Wilder Mann», «Stehendes
Andreaskreuz».
Мне представилось, что и в музыке можно было бы выявить нечто,
напоминающее этот стиль, т.е. сделать так, чтобы конструкция избранного
инструмента была бы вынесена на первый план и превратилась в эстетический
факт.
И существует музыкальный инструмент, который позволяет реализовать эту
идею. Это – баян с его способностью переключать клавиатуру с мелодического
варианта на аккордовый.
В одной и той же последовательности кнопок клавиатуры мы имеем одновременно
динамику мелодической линии вверх или вниз и аккордовую статику в центре
наличного звукового пространства. По существу мы имеем в этом конструкте
доминанту, субдоминанту и тонику – сущность вселенского порядка (доминанта
– мелодическая линия вверх, субдоминанта – мелодическая линия вниз, тоника
– аккорды в центре системы).
В моем сочинении для баяна, струнных и ударных я попыталась выявить это
свойство в каденционных моментах вариационной формы. А в одном из самых
важных моментов вещи аккордовая последовательность клавиатуры звучит
одновременно со своим мелодическим вариантом. И здесь я могла бы без
преувеличения сказать: этот эпизод сочинил сам инструмент.