|
|||
|
Губайдуллин А.М.: Летние съемочные работы для Казавиастроя 1932
Источник: книга о дедушке Весной начались летние работы по построению геодезического обоснования и производству топографической съемки в масштабе 1:2000. На этот раз я был назначен руководителем основных геодезических работ, а топографической съемкой руководил Н.Н. Несмелов . К этому времени уже было организовано Управление Казавиастроя , разместившееся в здании бывшей духовной семинарии. Это большое здание из красного кирпича, одиноко стоявшее на дальней окраине города, потом долгое время казанцы продолжали называть Старым управлением. В Управлении строительства наши работы курировал инженер-геодезист товарищ Бельтахин . Нас разместили в бывшем совхозе имени Воровского, в одном из бывших коровников, оборудованном под бараки. В это время уже развернулись работы по строительству бараков, жилых домов и коммуникации, шло освоение площадок и других объектов. В летних условиях работа пошла довольно спокойно, без каких-либо происшествий, но некотрые эпизоды стоит вспомнить. Мой учитель профессор П.И. Шилов и царившая в институте геодезическая школа выработали во мне чувство особого, уважительного отношения к постоянным геодезическим знакам, и я был полон решимости следовать указаниям своих наставников, но в данном случае встретились большие затруднения. Все попытки достать рельсы для полигонометрических знаков натыкались на непреодолимые препятствия. Пришлось обратиться к главному инженеру товарищу Штейнбуху , он же тогда исполнял и обязанности начальника строительства. Попав к нему на прием, я объяснил, в чем дело, но толкового, со знанием дела разговора у нас не получилось. Он сказал, что рельсы для геодезических знаков - чистая фантазия "неопытного молодого человека": старых рельсов нет, а новые получим не раньше осени, но все равно на эту цель их израсходовать не сможем. Насчет цемента он сказал, что в настоящее время на строительстве он очень дефицитен, поэтому лучше бы обойтись без цемента. На вопрос - Как же быть? - он ответил: "Замените деревом, дадим хороший лес". На этом пришлось разговор прекратить, но я остался недоволен, по моим убеждениям, применение дерева для закрепления геодезической основы исключалось полностью. Таким образом, дело осложнилось, надо было находить выход. Нас выручил случай. У меня работала одна девушка -имени и фамилии ее я не запомнил, - она до нас работала счетоводом в бухгалтерии Управления строительства и знала, что на станции Казань-товарная выгружен вагон со старыми рельсами, и поделилась этим с нами. Главный инженер строительства сказал, что старые рельсы строительству не нужны, и дал указание отделу снабжения выдать их нам. Начальник отдела снабжения не возразил, но отказался выделить транспорт, предложил брать рельсы своими средствами. У нас работал один возчик с лошадью, но для перевозки рельсов этого было, конечно, недостаточно. Дело у нас опять зашло в тупик и снова выручил случай. Однажды мы с Н.Н.Несмеловым проходили мимо Управления строительства и заметили большое скопление грузовых автомашин. Поговорили с бригадиром, и оказалось, что колонна простаивает из-за отсутствия оформленных документов на грузы. Мы рассказали ему о рельсах, хотя какой-либо надежды на успех у нас не было, и мы отправились по своим делам. К вечеру вернувшиеся с полевых работ рабочие сообщили, что около силикатного завода появилась целая гора старых рельсов. Это были обрезки старых рельсов широкой колеи длиной по 2 - 2,5 метра. Для наших целей лучшего нельзя было и желать. Только теперь, вспоминая беседу в Госплане, я догадываюсь, как очутились эти рельсы в Казани, понимаю, что иным путем мы их не могли бы получить. На торце каждого рельса мы наносили зубилом крестообразный центр и стальным пуансоном выбивали номер, после чего их увозили в поле. Для установки рельсов нужен был земляной бур, но где его взять? И опять - счастливый случай. Будучи в Госплане, я познакомился с инженером, который знал, что один из казанских лесничих пользовался для установки столбов ограждения земляными бурами, которые, по его мнению, где-то должны были сохраниться. Новые знакомства и расспросы привели меня в склады сельхозснаба, которые находились напротив пригородного вокзала, и, наконец, я добрался до буров. Их там было с десяток. Диаметр около 25 см, длина около 1 м, приспособлены для бурения до 70-80 см глубины. Пару буров мне выдали без всякого оформления, сказали, что они ни за кем не числятся. В кузнице увеличили штанги буров до 2,5 метров и сделали к ним соответствующие передвижные ключи. Работали буры отлично. Оставался острым вопрос о цементе, но он решился самым неожиданным образом, в этом случае проявил мудрость наш возчик. Он попросил меня выписать через коменданта на хозяйственные нужды две бочки цемента, что мы и сделали. Получив цемент, отправили звено для установки первых знаков. На утро возчик сказал мне тихонько, что накладная на цемент осталась у него, и по ней можно получить еще раз. Я не знаю, какие у него были разговоры на складе, но каждый раз, когда наше звено подъезжало к складу, там их встречали как своих и выдавали по две бочки цемента. Звено по закладке полигонометрических знаков состояло из 6-8 молодых караваевских девушек во главе с техником. К звену был прикреплен и возчик. Работали они дружно, весело. Вспоминаю, как, забурившись, две девушки играючи садились на ключ бура для тяжести, а четверо брались за ключ и начинали вращать с шутками и прибаутками. Находили они повод пошутить, посмеяться, когда замешивали цементный раствор или поднимали тяжелый рельс и опускали его в скважину, а когда заканчивали какую-либо работу, всегда давали свою шутливую похвальную оценку: "Как у Аннушки!" От их работы у меня осталось приятное, хорошее впечатление. Закрепление полигонометрических пунктов рельсами на бетоне получилось очень удачным и надежным; там, где их не уничтожили при строительстве, они прекрасно несут свою службу до сих пор и будут служить еще долго. Бухгалтерия Управления землеустройства выписала счет на возмещение сумм, израсходованных на зимние работы, как было договорено в Госплане, но Управление строительства категорически отказалось оплатить этот счет. Началось наше хождение по комнатам, но все безрезультатно. Так образовалась дебиторская задолженность нашего заказчика, и возникли большие затруднения в финансировании наших работ. Нам просто не давали денег, требовали ликвидации дебиторской задолженности. Однажды после очередного безрезультатного хождения мы крепко задумались о том, как быть. Оставалось доложить своему начальству, чтобы оно приняло меры через Совет Министров или Госплан, но на это требовалось очень много времени, что нас совсем не устраивало, деньги были нужны немедленно. И в этом случае выручила та же девушка-счетовод. Послушав нас, она сказала: "А ведь Управление строительства никогда не оплатит ваш счет, потому что он написан так, что сразу попадает к юристу, а юрист всегда найдет, к чему придраться". Она посоветовала, не теряя времени, написать новый счет от имени экспедиции, при этом полностью заполнить все графы стандартного бланка, а наименование сформулировать так, чтобы сразу было видно, что счет относится к кругу деятельности главного инженера. Мы, прислушавшись к ее совету: в графе "дата договора" поставили дату совещания при Госплане, в графе "наименование" написали "строительные изыскания промплощадки, соцгорода и ТЭЦ", в графе "объем" -площадь участка, в графе "цена" - частное от деления суммы на объем. Когда дошли до графы "сумма", Н.Н.Несмелов сказал: "Наивно взыскивать только фактически израсходованную сумму. А где накладные расходы?" Я с ним согласился, и мы записали "с потолка" другую сумму, побольше. Счет отнесли в Управление строительства и положили в толстую папку, куда поступали счета других организаций. Нам все это тогда казалось ненадежной попыткой, на успех не надеялись, но через несколько дней наш главный бухгалтер сообщил мне, что деньги по счету поступили, только удивлялся, что сумма значительно больше. Вспоминая эти далекие дни, я всегда радуюсь, что посчастливилось на заре моей деятельности быть участником мероприятия, имевшего большое народно-хозяйственное значение. Ведь мудрое решение о проведении зимней съемки, назначение жесткого срока и героические усилия нашей экспедиции в борьбе за сжатый срок нужны были для того, чтобы выкроить время на разработку проектов первоочередных объектов, чтобы можно было с весны приступить к строительным работам, тем самым на целый год ускорить начало строительства, а, в конечном счете, на столько же ускорить и выпуск отечественных самолетов. На этих работах я получил богатейший опыт, который пригодился мне в последующей производственной и педагогической деятельности. Мне приходилось не раз обращаться к отдельным эпизодам тех дней в своих лекциях по инженерной геодезии, когда надо было дать яркую иллюстрацию или оживить сухое изложение того или иного вопроса, и я всегда встречал понимание. Ссылки:
|