|
|||
|
"Если ваша медицина не может победить смерть, это - плохая медицина"
Так прочна оказалась в советском литературоведении легенда о Горьком- борце, Горьком-революционере, что объект этой борьбы сам собой сузился: ясное дело, писатель воевал с идеей социальной несправедливости. Между тем поднимай выше - как всякого истинного байронита, его не устраивал сам миропорядок. "Если ваша медицина не может победить смерть, это - плохая медицина", - говаривал он профессору Сперанскому. Ему всегда были близки идеи русского космизма - в частности, федоровская идея обретенного бессмертия, воскресения мертвых: сама смертность человека напоминает о тщете сущего. В предсмертном бреду он, по собственному признанию, записанному Марией Будберг за два дня до его смерти, "с Господом Богом спорил. Ух, как спорил!". Что уж тут кивать на несправедливость социальных отношений - Горький с молодости был бунтарем куда более высокого порядка. Вынь да положь полную переделку мироздания, ни больше ни меньше! Мир, в котором царствует смерть, ужасен уже тем, что она всех уравнивает: "Не пойму я ничего! Деспот бьет людей и гонит, а издохнет - и его с той же песенкой хоронят! Честный помер или вор - с одинаковой тоской распевает грустный хор: ?Со святыми упокой! Дурака, скота иль хама я убью моей рукой, но для всех поют упрямо: "Со святыми упокой!" ("Девушка и Смерть".) Что это за мир, в котором все смертны? Плохие - ладно, но хорошие?! Кстати, в этой болезненной зацикленности на смерти Горький явно близок к декадентам; мы всегда забываем об одном из важных истоков декаданса - а именно о том, что вырос он отнюдь не из упоения гибелью, а из борьбы с нею. Человек конца золотого девятнадцатого столетия поражается своему могуществу, он победил расстояние, преодолел земное тяготение, самого Бога отважно отрицает - неужели ему не одолеть смерти?! Именно проблема отношения к смерти была ключевой для мирового искусства рубежа веков, именно на этом рубеже возникает безумная утопия Федорова , именно от арзамасского ужаса смерти всю жизнь порывается сбежать Лев Толстой, именно от этой неотступной мысли - весь бунт и все отчаяние Блока: "День как день; ведь решена задача - все умрут". Горький с этим не желает мириться категорически - как же, "в мир пришел, чтобы не соглашаться?!" Вопрос не в том, много ли толку от этих несогласий, - а в том, насколько они продуктивны эстетически. Продуктивны, ничего не скажешь: на бунте против самого мироздания, против всей человеческой природы, на желании заменить прежнего Бога новым, рукотворным, стоит не только вся литература Горького, но и творчество сотен его одаренных последователей. А пролетарская революция - частный случай этого общего бунта, путь к бессмертию. Любопытно, кстати, что собственную сказочку Горький впоследствии язвительно спародировал в цикле "Русские сказки" 1915 года - сами посудите, очень ведь похоже на цитируемую песенку Смерти: "Всюду жирный трупный запах смерть над миром пролила. Жизнь в ее когтистых лапах - как овца в когтях орла". Это произведение декадента Смертяшкина, в котором много личных горьковских черт, - можно даже сказать, это его духовная автобиография: история человека, заделавшегося модным поэтом, а потом понявшего, что это вовсе не его стезя, и вернувшегося к торговле; в некотором смысле история его поэтического поприща так ведь и выглядела, хотя он до тридцатых годов не переставал сочинять стихи и относиться к ним серьезно. А обиделся на эту сказку Сологуб , вообще обижавшийся на что попало. Он даже вызвал Горького на дуэль, и пришлось успокаивать его письмом: это я не о вас и не о вашей жене, это я обо всех! Написать, что о себе, он не решился: не Сологубу же душу открывать! Ссылки:
|