|
|||
|
Спектакли театра Арбузова "Ночь ошибок" и "Парень из нашего города"
Особой популярностью у зрителей пользовался спектакль "Ночь ошибок", который студийцы играли повсюду: сначала в Средней Азии, потом на Северном фронте - были в городе Полярном и на острове Кильдин Мурманской области, и на острове Диксон , что в Енисейском заливе. Правда, на Северный фронт Сашу в первый раз не пустили (об этом - ниже), но зато потом он играл в "Ночи ошибок" на Центральном и Западном фронтах . Сюжет этой пьесы достаточно необычен для советской эпохи, а особенно для военного времени. По словам Леонида Аграновича, "комедия построена на том, что Марлоу, большой хам и мерзавец, бабник и сукин сын с горничными, ужасно робеет перед леди, дамами своего круга, даже заикается", и этого самого "хама и мерзавца" Марлоу Саша играл "преуморительно" [ 91 ]. Можно сказать, что здесь он продолжил линию своих отрицательных персонажей, начатых ролью троцкиста Борщаговского. Однако на Людмилу Нимвицкую Сашина игра не произвела большого впечатления: "Красивый в жизни, на сцене он выглядел несколько "нескладным" и простодушным. Зато роль Аркадия в пьесе Симонова была его большой удачей - он был необыкновенным и красивым человеком. Это вносило в спектакль особую одухотворенность" [ 92 ] . Да и Симонов потом говорил, что Аркадия никто так хорошо не сыграет, как Александр Гинзбург [ 93 ] . Летом 1942 года актеры фронтового театра играли спектакль "Ночь ошибок" перед солдатами танковой части в дубраве под Сухиничами, когда было затишье после боев под Москвой. Впечатление произвели колоссальное, и солдаты были в восторге, а после спектакля, как рассказывает Леонид Агранович, "едва успев переодеться и стереть грим, мы будем пировать с танкистами, и Саша будет петь под гитару, чужое и свое, из спектаклей и малоприличное, знакомое и незнакомое, его до утра не отпускают. И никак нельзя было не петь и не пить - утром танкисты-сверстники могли пойти в бой, в прорыв. И хохотали басы всю ночь так, будто не было ни войны, ни разлук, ни смерти, ни Гитлера, ни Сталина" [ 94 ]. А когда в январе 1943-го Указом Верховного Совета СССР в армии были введены погоны, Саша даже сочинил песню о золотых листьях, которые падают на офицерские плечи, и исполнял ее под рояль вместе с другими песнями [ 95 ]. Тогда же, летом 1942-го, когда театр играл в Москве "Парня из нашего города", за кулисы зашел автор пьесы Константин Симонов и обратился к Леониду Аграновичу, игравшему в этом спектакле Луконина, и к Саше Гинзбургу, игравшему Аркадия: "Я посмотрел примерно сорок "Парней" в разных городах Союза. Мне показалось, что Плятт и Володя Соловьев в Театре Ленинского комсомола закрыли роли. Но вы другие. И это меня убедило. Значит, вот они и такие. Это то, что мне хотелось увидеть" [ 96 ]. К тому времени студийцы сыграли уже более двухсот спектаклей и делали это настолько правдоподобно и искренне, что верили им практически все: актеры играли на открытых полянах без грима, в пропотевших гимнастерках, а в кобуре у них были самые настоящие парабеллумы. В общей сложности "Парень из нашего города" был сыгран 250 раз, а "Ночь ошибок" - более ста [ 97 ]. Ссылки:
|