|
|||
|
Пьеса Галича "Пароход зовут "Орленок"
Эта пьеса Галича была поставлена в 1958 году к 40-летию комсомола, которое отмечалось 29 октября. Более того, написал он ее непосредственно для этой даты - по заказу комсомольских организаций. Как почти все "детские" произведения, пьеса откровенно слаба и соответственно малоинтересна. Если говорить о ней совсем коротко, то сюжет ее посвящен истории парохода "Орленок". В Гражданскую войну (1919 год) на нем воевали "парни и девчонки" с четырнадцатью винтовками и "максимом", в Отечественную войну (1943 год) школьники-комсомольцы из Сергиева Посада отправились на "Орленке" в горящий Сталинград и вывезли из него по Волге 840 детей и 1300 раненых солдат, однако по дороге пароход был продырявлен, и два комсомольца погибли. И вот теперь, после войны, по инициативе уже третьего поколения комсомольцев этот пароход был отремонтирован, и на нем отправлены подарки для строителей Комсомольской ГЭС. 3 июля 1958 года во время публичного обсуждения своей пьесы Галич рассказал о том, что послужило прототипом парохода "Орленок": "Несколько лет назад я ездил по заданию "Литературной газеты", как шикарно говорят моряки, на флот и сидел почти месяц в Одесском порту, где познакомился с командой парохода "Курск". <...>. В 1919 году "Курск" был реквизирован у какой-то торговой компании. Его угнали от белых, на нем шли бои. Потом он много дней стоял на приколе. В дни Отечественной войны он стал героическим транспортом, который вывозил раненых и население из Севастополя, был у берегов Румынии, получил огромное количество пробоин и даже непонятно как уцелел. <...> Я очень подружился с командой "Курска", много раз плавал с ними на корабле и очень хотел о них написать. <...> Потом я узнал о примерно такой же судьбе волжского парохода "Ваня-коммунист", у которого такая же биография, как у "Курска". <...> С другой стороны, мне стало известно, как везли подарки на Сталинградскую ГЭС . Это происходило совсем так, как написано в пьесе, где соединились с эпизодом фактические истории "Курска", "Вани-коммуниста" и "Тихона" на Оке" [ 271 ]. В конце беседы Галич назвал еще одну свою работу с аналогичной направленностью, которую ему заказал Театр имени Ленинского комсомола: "Сейчас я собираюсь вернуться к той работе, которую я веду уже несколько лет: это пьеса "Коммунисты, вперед!" [ 272 ]. Я надеюсь, что еще в этом году ее закончу. Не в прямом смысле, но эта пьеса, "Походный марш" и "Орленок" будут составлять единый цикл - не трилогию, а тематически единый цикл. Он будет открываться "Коммунистами", потому что действие пьесы начинается в 1938 году. Героиней пьесы будет 25-летняя девушка, доктор физико-математических наук. Мне кажется, что наше время, XX век - век науки, мы же еще не рассказали по- настоящему о славных героях нашего времени, о людях науки". Судя по всему, после XX съезда Галич настолько воодушевился предстоящими переменами в стране, что не только дописал оптимистическую концовку к "Матросской тишине", но и создал ряд абсолютно советских пьес. Вне всякого сомнения, он прекрасно знал, что на самом деле происходило в 1938 году, но постарался убедить себя в том, что коммунизм прекрасен, и решил переписать всю историю в романтическом духе. Правда, до сих пор неизвестно, была ли им закончена пьеса "Коммунисты, вперед!" или нет. Этим же коммунистическим энтузиазмом, вероятно, объясняется и согласие написать сценарий "Государственный преступник" - о том, как советские чекисты ловят фашистского карателя. В свете сказанного приходится согласиться со свидетельством художника Ильи Глазунова , где он рассказывает о своем визите к Галичу в начале 60-х годов вместе с поэтом Борисом Слуцким : "Ласково улыбнувшись, продолжил: "Теперь вы должны нарисовать жену самого богатого писателя Саши Галича. Учтите только, что он, впрочем, как и я,- улыбнулся Слуцкий,- коммунист и у власти, в отличие от меня, в большом почете. Мастерит даже, как я слышал, какой-то фильм о чекистах. Денег, повторяю, прорва - человек в зените официоза." [ 273 ]. Однако чем больше Галич убеждал себя в справедливости коммунистических идеалов, тем больше противилось этому его подсознание, знавшее правду о репрессиях и не удовлетворенное различными творческими запретами (например, "Матросской тишины" в "Современнике"), и поэтому с такой силой в начале 60-х выдало ответную реакцию в виде острейших политических песен. Андрей Синявский позднее вспоминал: "Я как-то спросил у Галича: "Откуда (из ничего - подразумевалось) у вас такое поперло?? И он сказал, сам удивляясь: "Да, неожиданно как-то так, сам не знаю? - разводя руками вокруг физиономии, похожий на светлого сыча - Вот так поперло. Поперло, и все" [ 274 ]. Но вернемся к "Орленку". Начав работать над пьесой, 28 декабря 1957 года Галич заключил договор со студией имени Горького на написание сценария для фильма "Трижды воскресший" [ 275 ] (впоследствии производство картины будет перенесено на "Мосфильм"), Собственно, это был тот же "Орленок", но в другом жанре. Вскоре сценарий был опубликован в журнале "Искусство кино" (*8, 1958), а через два года Леонид Гайдай снял по нему одноименный фильм (оркестровую музыку, как и для "Орленка", написал Никита Богословский ) [ 276 ], Однако фильм вышел неудачный, поскольку для Гайдая это была вынужденная работа. Дело в том, что в 1958 году он снял свою первую картину - комедию "Мертвое дело" . И, как вспоминает жена Гайдая Нина Гребешкова , "худсовет принял его "на ура", но министр культуры Михайлов был тогда в отпуске. Вернувшись и посмотрев фильм, он вызвал Леню и сказал: "Ваш фильм - это пасквиль на советскую действительность!" - Неужели вам жаль того бюрократа, из-за которого рушится человеческая жизнь? - спросил его Леня. - Мне жаль вас, молодой человек,- сухо ответил Михайлов.- Потому что вам придется положить на стол партийный билет. И кино снимать вы больше не будете!. В итоге название фильма изменили [на "Жених с того света" ], и все смешное вырезали. У Лени от нервного потрясения началась чахотка. Врач сказал, что ситуация безнадежная, а мы его все-таки вытащили. Иван Александрович Пырьев - тогда директор "Мосфильма" - очень любил Леню и сказал: "Ничего, снимешь историко-революционный фильм - и все будет в порядке". Тогда по сценарию Александра Галича Леня сделал фильм "Трижды воскресший". Он не любил этот фильм и никогда его не вспоминал" [ 277 ]. Ссылки:
|