|
|||
|
Нравственная позиция Галича
В 1967 году для газеты "Советская культура" Галичем была написана статья "О жестокости и доброте искусства", которую с полным правом можно назвать художественным манифестом. В этой статье Галич высказал возмущение тем, что в недавно показанном по телевидению фильме "Неуловимые мстители" восхваляются убийства: "Но вот герои-подростки начинают убивать. И нам показывают это всё с той же увлеченной лихостью. Показывают с наивным и твердым убеждением, что эпизоды эти должны вызвать восхищение зрителей и явиться примером для подражания. Что ж, на войне как на войне, и врагов приходится убивать. Но никакое убийство, никакая казнь - даже самая неизбежная и справедливая - не имеют права быть предметом восхищения и зрительской радости" [ 535 ] . Эти слова вступают в резкий диссонанс с коммунистической идеологией, которая не только не запрещает убийства, но и даже "освящает" их, если речь идет о "классовых врагах" (а в эту категорию при желании можно зачислить любого). Свое недвусмысленное отношение к этой практике Галич выскажет и в поэтическом творчестве. Достаточно вспомнить стихотворение "Сто первый псалом": "Когда ж он померк, этот длинный /День страхов, надежд и скорбей - / Мой бог, сотворенный из глины, / Сказал мне: / Иди и убей!.. <...> Но вновь - и печально, и строго - / С утра выхожу на порог / На поиски доброго Бога, / И - ах!- да поможет мне Бог!" Здесь не только выражена четкая нравственная позиция, но и присутствует явная полемика с известными строками из стихотворения Эдуарда Багрицкого "ТВС" (1929), в котором Дзержинский обращается к лирическому герою с такими словами: "А век поджидает на мостовой, / Сосредоточен, как часовой. / Иди - и не бойся с ним рядом встать. / Твое одиночество веку под стать. / Оглянешься - а вокруг враги; / Руки протянешь - и нет друзей; / Но если он скажет: "Солги", - солги. / Но если он скажет: "Убей", - "убей". А принимая во внимание, что Багрицкий был первым литературным учителем Галича, то становится очевидной сознательная полемика - так сказать, моральный конфликт поколений. В этой связи можно вспомнить и одну из первых песен Галича "Ночной дозор", в которой "боги", требующие жертв, сделаны уже не из глины, а из гипса - речь идет о памятниках Сталину: "Пусть до времени покалечены, / Но и в прахе хранят обличие. / Им бы, гипсовым, человечины - / Они вновь обретут величие!" И не большевиков ли имел в виду Галич, когда говорил о недопустимости посягательства на чужую жизнь "сверхчеловеками". "Когда Федор Михайлович Достоевский в "Преступлении и наказании" подробно описывает, как Раскольников убивает старуху-процентщицу, то и нужно ему это подробное описание для того - и для того только,- чтобы всем дальнейшим рассказом страстно восстать против выдуманного "сверхчеловеками" права лишать жизни других людей <...> Может ли искусство быть жестоким? Разумеется. Но только тогда, когда оно восстает против жестокости". Именно под таким углом следует воспринимать и песни самого Галича, когда он описывает нелицеприятные стороны советской действительности. В его статье есть еще одно значимое высказывание: " Цель оправдывает средства " - одно из самых подлых и безнравственных изречений, придуманных человеком. Кровью, обманом и предательством нельзя достичь возвышенной цели. И это в самом прямом смысле приложимо к искусству". Фраза "Цель оправдывает средства" была фактическим девизом большевиков, под которым они и совершили Октябрьскую революцию. А если учесть, что 1967 год был как раз годом 50-летия революции, то становится очевидным, что Галич, вставив эту фразу в свою статью и снабдив ее жестким, но совершенно справедливым комментарием, сделал это намеренно - "нарывался". Разумеется, эта статья так и не была опубликована - как говорят, из-за негативных высказываний Галича в адрес того самого фильма Эдмонда Кеосаяна "Неуловимые мстители" (1966), который в 1967 году был выдвинут на соискание премии имени Ленинского комсомола, присужденной фильму на следующий год. Примерно в это же время советское издательство "Искусство" готовит к выпуску сборник произведений Галича "Сценарии - пьесы - песни" , подготовленный самим автором и сданный им в упомянутое издательство в первой половине сентября 1967 года. В сборник вошли киносценарии "Государственный преступник" и "Верные друзья", пьеса "Матросская тишина" (под названием "Моя большая земля"), а также 25 песен, преимущественно жанровых. Предисловие написала И. Грекова , посвятившая первую часть Галичу-драматургу, а вторую - Галичу-барду: "Среди "поющих поэтов" нашей страны (Б.Окуджава, Н.Матвеева, А.Городницкий и другие) Александр Галич занимает особое место. Особое - по жанровому разнообразию, напряженности и глубине содержания его песен. <...> Что и говорить - песни Галича лучше всего слушать в авторском исполнении. Но и прочесть их напечатанными - тоже большая радость. Потому что прежде всего это - хорошие стихи" [ 536 ]. Однако прочесть напечатанными песни Галича в России удастся еще не скоро, поскольку сборник будет изъят из плана. Ссылки:
|