|
|||
|
Киносценарий Галича "На семи ветрах"
Так назывался первый и последний киносценарий Галича, целиком посвященный военной теме. Правда, написал его Галич не один, а в соавторстве со Станиславом Ростоцким [ 302 ]. Сюжет напоминает фильм Григория Чухрая "Баллада о солдате" - присутствует та же авторская идея, но несколько изменены мотивы. Вместо солдата Алеши Скворцова главная героиня здесь - Светлана Ивашова. Рядовой Алеша, подбивший два вражеских танка, получает в награду трехдневный отпуск и едет домой на свидание с матерью, а Светлана, по приглашению своего жениха Игоря, жившего в маленьком захолустном городке, 20 июня выехала из Владивостока и пересекла всю страну, чтобы добраться до места назначения. Однако Игорь с началом войны ушел на фронт, и их встреча не состоялась. Сценарий писался Галичем и Ростоцким в расчете на Вячеслава Тихонова как исполнителя одной из двух главных ролей - роли капитана Суздалева. Но фильм, задуманный раньше "Баллады о солдате" и "Судьбы человека" (оба - 1959), был снят тремя годами позже (съемки начались в 1961 году и закончены в 1962-м), и когда он появился на экранах, то выглядел уже как своеобразное "повторение пройденного", несмотря на замечательную актерскую игру. Вероятнее всего, задержка съемок была связана с противодействием киночиновников. Исполнительница роли Светланы Ивашовой Лариса Лужина утверждает, что "слабый сценарий Александра Галича Станислав Ростоцкий превратил в замечательный фильм "На семи ветрах" <...> Станислав Иосифович писал сценарий вместе с Галичем, картина, кстати сказать, могла быть лучше, если бы не цензурные ограничения; можно было бы какие-то моменты заострить, но, к сожалению, все острые углы пришлось обходить" [ 303 ]. Вот и здесь не обошлось без цензуры, а ведь фильм, казалось бы, полностью вписывался в советскую идеологическую парадигму? Роль Светланы Ивашовой изначально писалась сценаристами в расчете на Нину Меньшикову , жену Ростоцкого. Вот что рассказывала Нина Евгеньевна: "Бытует такая легенда, что Ростоцкий хотел снимать жену, а Герасимов настоял, чтоб снимали Лужину . Ничего этого не было!!! Правда, роль писалась для меня: Галич все время на полях писал - Нина Меньшикова. Просто сценарий писался очень долго, целых восемь лет. А я в тридцать два года не хотела играть восемнадцатилетнюю девушку. Помню, Галич на меня тогда очень обиделся." [ 304 ] По словам Ростоцкого, у Светланы Ивашовой был реальный прототип: "Понимаете, я не могу, чтобы жена сыграла плохо! Один раз мы писали с Сашей сценарий специально для нее. Это была роль Светланы в картине "На семи ветрах". Но мы писали с Галичем восемь лет. Я привез эту историю с фронта, рассказал ему, мы стали писать сценарий. Ей было 22, когда мы начинали, ей стало 30, когда мы кончали. И она категорически отказалась, хотя могла вполне играть эту роль. Ирина Печерникова, прекрасная девочка с не очень хорошей человеческой судьбой, достаточно трагической." [ 305 ] А Лариса Лужина рассказывала, что "Станислав Иосифович в первые годы войны был тяжело ранен, попал в госпиталь и ему отняли ногу. И никто об этом никогда не знал. До последних лет жизни все думали, что все нормально, а у него протез был после госпиталя. И он там встретил молодую девушку, которая, зная, что он режиссер, рассказала ему эту историю - что она ищет своего жениха, не может найти, что они так и не встретились в мирное время, должны были пожениться. Он потом эту историю рассказал Галичу, она обросла легендой, и они сделали сценарий. <...> В этой картине я сыграла самое себя. Мне особых усилий не пришлось прикладывать" [ 306 ]. Причем актерскую игру Лужиной оценил и сам Галич, с которым она познакомилась на съемках [ 307 ]. Картина вышла на экраны 8 мая 1962 года и сразу же завоевала большую популярность. Многие зрители помнили войну, и поэтому 22-летняя Лужина в роли Светланы Ивашовой и 33-летний Тихонов в роли капитана Суздалева оказались им очень близки - глядя на них, люди вспоминали самих себя, свою молодость. Ссылки:
|