Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

В "Городе на заре" было много песен Сашы Гинзбурга (Галича)

В "Городе на заре" было много песен, которые приносил в студию Саша Гинзбург и там же пел их. Были среди них народные ("В лесу, говорят, в бору, говорят, росла, говорят, сосенка"), были и блатные, то есть тоже, в общем, народные ("Вдруг из леса пара показалась, / Не поверил я своим глазам"). Одна из этих песен имела достаточно необычное для того времени содержание. Исай Кузнецов запомнил из нее две строки: "Край мой, край ты Соловецкий, / Для шпаны и для каэров лучший край?" [ 50 ] Когда начинают выяснять, где же истоки авторских песен Галича, то ответ очевиден: да вот же они, эти истоки! Хотя в то время Саша Гинзбург воспринимал их лишь как блатную романтику, не понимая всей трагичности этих строк: "Соловки открыл монах Савватий, / Был тот остров - неустроенный пустырь. / За Савватием шли толпы черных братий. / Так возник великий монастырь! / Край наш, край ты соловецкий, / Для каэров и шпаны прекрасный край! / Снова, с усмешкой детской, / Песенку про лагерь начинай! / Но со всех сторон Советского Союза / Едут-едут-едут без конца. / Все смешалось: фрак, армяк и блуза. / Не видать знакомого лица! / Край наш, край ты соловецкий, / Всегда останется, как был, чудесный край." Эту песню сочинил возникший в 1924 году творческий коллектив политзаключенных Соловков под сокращенным названием ХЛАМ (художники, литераторы, актеры, музыканты). Добавим, что "каэры" представляет собой аббревиатуру слова "контрреволюционеры" - к.-р. Через тридцать лет Галич упомянет ее уже в одной из своих собственных песен - в "Балладе о Вечном огне": "Где бродили по зоне каэры, / Где под снегом искали гнилые коренья, / Перед этой землей никакие премьеры, / Подтянувши штаны, не преклонят колени!" В тексте пьесы "Город на заре", хранящемся в РГАЛИ [ 51 ] , встречается множество фрагментов из лагерных, блатных или просто фольклорных песен, а на самой первой странице только что прибывшие на берег Амура комсомольцы поют знаменитый "Интернационал": "Никто не даст нам избавления, / Ни бог, ни царь и ни герой. / Добьемся мы освобожденья / Своею собственной рукой". На 7-й странице сценария приведено несколько строк из старинной народной песни: "Вдоль да по речке, / Вдоль да по Казанке / Сизый селезень плывет", на 10-й - Зорин и Жора Кротов поют известную блатную песню (точнее - стилизацию под нее): "Я Колю встретила на клубной вечериночке, / Картину ставили тогда "Багдадский вор", / Глазенки серые и желтые ботиночки / Зажгли в душе моей пылающий костер". А на 14-й странице Зорин поет песню на стихи поэта Николая Кооля "Смерть комсомольца" (1924), правда, с небольшими отступлениями от оригинала: "Там вдали, за рекой, догорали огни, / В небе ясном заря загоралась. / Сотни юных бойцов из буденновских войск / На разведку в поля ускакали". Некоторые песни, прозвучавшие в "Городе на заре", сочинили сами студийцы. Например, текст песни "У березки мы прощались." (полноетью приведенный в сценарии пьесы) придумали Сева Багрицкий и Миша Львовский, еще один актер сочинил мелодию, и эта песня даже стала гимном арбузовской студии. А одна из песен - "Прилетели птицы с юга, на Амур пришла весна." - целиком принадлежала Саше Гинзбургу.

Ссылки:

  • САША ГИНЗБУРГ (ГАЛИЧ) НА СТУДИИ АРБУЗОВА. СПЕКТАКЛЬ "ГОРОД НА ЗАРЕ"
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»