|
|||
|
Гагарин Ю.А. - последний день жизни
В доме жила Валина сестра - Мария Ивановна Калашникова , присматривала за племянницами [девочками Ю.А. Гагарина]. Она рассказала: По Юре всегда можно было проверять часы. Вот и двадцать седьмого он ровно в 7.30 вышел из кабинета, зашел на кухню. Девочки уже поднялись, начинали завтракать. Сам-то Юра от завтрака отказался, но за стол присел, посмотрел на дочек, поговорил с ними. С ней он спокойно, приветливо поздоровался, предупредил, чтобы зря не беспокоилась: "На завтрак пойду в столовую. Вам и так с дочками забот много". Еще раз поцеловал Леночку и Галочку: "Слушайтесь Марию Ивановну". Вышел в переднюю, надел шинель, подошел к телефону, позвонил дежурному: "Я на полетах!" И опять заглянул на кухню: "Я пошел! До вечера!" В городке утро начинается рано. По дороге в столовую сын повстречал многих. Все знакомы, каждому у Юры нашлось слово привета, шутка. Недалеко от столовой остановился, похлопал себя по карманам, обнаружил, что забыл пропуск на аэродром. Пришлось вернуться домой. Не верю я в приметы, но всегда не любила возвращаться, особенно если важное дело предстояло. Летчики, как я заметила, многие условности соблюдают. Подчас думаю: зачем он вернулся? Хотя умом понимаю, что ерунда это. Алексей Иванович один раз, когда я уж очень маялась, даже прикрикнул на меня: - Ну как ты не понимаешь, что не мог он поступить не как положено! Порядок есть порядок. Забыл - надо исправить. Что иначе делать-то прикажешь? Или хочешь, чтобы он особенного чего себе требовал? Всем проход по пропускам, а ему исключение? Но увидел Алеша, что не успокоил, а только растравил, подошел ко мне, руку на плечо положил: - Прости меня, Нюра. Я и сам мучаюсь. Осиротил он нас. Прости. Крепиться надо. В то утро ничто не предвещало скорбного конца. После завтрака в столовой Юра направился к служебному автобусу, откуда раздавались смех, шутки. - Все в сборе? - спросил Юра после приветствия. Удостоверился, что все на месте, скомандовал: Поехали! ... Владимир Александрович Шаталов рассказал мне о том трагическом дне. Он тоже в тот день был на полетах, вместе с Юрой ехал на аэродром, вместе с ним проходил медицинский осмотр. Я еще спросила Владимира Александровича: Строгий осмотр-то был? Как всегда. Как положено в авиации - очень строгий и очень подробный. Наша авиационная работа требует от человека большой собранности, сосредоточенности, мгновенной реакции. Вот почему врачи проводят исследования перед полетом, чтобы окончательно увериться в абсолютном здоровье летчика. Потом летчики прошли в класс, где каждому экипажу уточнялись полетные задания. Обсудили задание для Юры и его инструктора - командира части Владимира Сергеевича Серегина . Я спросила Владимира Александровича: - Юра говорил мне, что готовится к самостоятельному полету, а полетел с инструктором. Может, это его расстроило? - Нет, - ответил Владимир Александрович, - ведь в тот же день Гагарин действительно должен был вылететь один, и одноместный истребитель был для него подготовлен. А тот полет, в который он вылетел вместе с полковником Серегиным, был его экзаменационным, контрольным. После перерыва в полетах летчикам не сразу доверяется самостоятельно поднять самолет в небо, - напомнил Владимир Александрович, - даже после отпуска проходим мы через полеты с инструктором. И только после того, как инструктор убедится, что навыки в технике пилотирования полностью восстановлены, он подписывает разрешение на самостоятельные полеты. У Юры же образовался значительный перерыв в полетах, и ему надо было полностью восстановить свои летные навыки. Он их восстанавливал, и успешно. Вспоминал Владимир Александрович, как прошли они вчетвером к самолетам. Так случилось, что их машины стояли рядом. Первым поднялся в переднюю кабину Юра. Сел, натянул лямки парашюта, полковник Серегин поднялся на крыло, наклонился к Юре, дал последние инструкторские уточнения. Владимир Александрович наблюдал из второй кабины соседнего самолета. Юрин самолет заправили раньше, и он поднял руку - мол, обогнал, иду первым. Шаталов приветственно помахал ему в ответ. Получив разрешение, Юра запустил двигатели. Шаталов по инструкторской привычке окинул соседний самолет оценивающим взглядом, убедился, что все в порядке: Серегин уже на месте во второй кабине, фонарь его кабины закрыт. Вот и Юра закрывает фонарь, начинает выруливание. Владимир Александрович проводил их самолет взглядом, сосредоточенно вслушивался в радиопереговоры. Сейчас и самолету Шаталова будет дана команда на запуск двигателей. Но пока он слушает слова летчиков, находившихся в полете. Вот Юрин голос: Я - 625-й. Полет в зоне закончил. Возвращаюсь на точку. Голос звучал спокойно и деловито. Я - 625-й, задание выполнил. Юра вновь доложил: Высота 5200. Разрешите вход. Голос руководителя полетов: Уточните высоту. Следите за высотой, - обычный совет, деловое напоминание. Шаталов запросил разрешение на запуск двигателей. Команда, которая последовала, вначале не вызвала тревоги: Подождать! Подождать. Мало ли, какие могут быть обстоятельства. И тут же в шлемофоне Шаталова послышались настойчивые слова с командного пункта: 625-й, на связь! 625-й! Где вы находитесь? 625-й! Сообщить высоту! 625-й не отзывался. Опытный летчик, Владимир Александрович понял, что значит это молчание... Но поверить было невозможно. Вот к его самолету подбежал техник. Что там случилось? - спросил его Владимир Александрович. У Гагарина связь отказала, вызвали бортинженера с радиокомплектом, чтобы заменить передатчик на самолете, когда он приземлится. А по радио уже запрашивали шаталовский самолет: - К вылету готовы? - Готовы! Разрешаю запустить двигатели. Вылетайте в зону. Посмотрите обстановку. И тут же новая команда: - Двигатели выключить. Вылет отставить, - и далее обращение ко всем самолетам, находившимся в зоне: - Возвращаться на аэродром! Владимир Александрович рассказывал, как выключил двигатели, как вслушивался в слова, звучавшие в наушниках. Когда он прибежал к штабу, ему сказали, что на локаторе исчезла отметка самолета Гагарина - Серегина. В район пилотирования были посланы вертолеты. Вначале они ничего не обнаружили. И только спустя некоторое время поступило сообщение от экипажа одного из вертолетов: в трех километрах от деревни Новосёлово обнаружены обломки самолета. Группа спасателей на вертолетах вылетела к месту катастрофы. Не теряя надежды, пытались разыскать купола парашютов. Не нашли... Ссылки:
|