|
|||
|
Большинство работ на физмехе только начинается
Источник: Кокин Л., 1981 "...Но большинство работ только начинается..." Весной 1921 года петроградский физик Петр Капица спросил художника Кустодиева , не напишет ли он его вместе с другом, тоже физиком, Николаем Семеновым . - Не всегда же писать знаменитостей,- сказал Капица художнику, с которым молодые люди были знакомы благодаря их третьему другу, Петьке Сидорову . - Напишите, Борис Михайлович , будущих знаменитостей!.. Учившегося на архитектора Петьку Сидорова у Кустодиевых называли Петр Иванович Домовой: поначалу он явился к ним представителем домкомбеда - существовали, было время, такие руководящие органы- домовые комитеты бедноты. Довольно скоро Домовой стал наведываться к художнику просто как добрый знакомый, нередко со своими приятелями, с которыми жил в том же доме по-студенчески, коммуной. В просторной квартире Кустодиева частенько собиралась молодежь, и, как это бывает, один из "коммунаров", Коля Семенов, пригласил однажды на вечеринку друга своего Петю Капицу. Тот быстро завоевал общее расположение. Выдумщик и фокусник, к ужасу барышень, глотал ножи и вилки, отгадывал карты, да так, что все ахали. В то время Кустодиев, не однажды названный певцом избяной, ярмарочной Руси, "русским Рубенсом" за щедрое буйство жизни на населенных могучими мужиками, пышнотелыми бабами, расфуфыренными девками холстах, поглощен был картиной, изображавшей революционное празднество. Тяжело больной, с разбитыми параличом ногами, художник с увлечением отдался этой работе. В день открытия Второго конгресса Коминтерна он расстался со своим неизменным креслом и с утра до ночи проездил на автомобиле Петросовета по бурлящим улицам, глядя, запоминая, делая наброски. Со свойственной ему яркостью, "дракой" красок он стремился передать виденное на большом полотне. И все-таки, когда Капица полушутя предложил написать друзей- физиков, загорелся. Чем-то этот необычный для него сюжет привлек, заинтересовал его, и появился единственный в своем роде кустодиевский "парный" портрет. Должно быть, художник заметил в молодых людях нечто, придавшее вес озорному словцу Капицы о "будущих знаменитостях". Правда, он не ограничился портретом. Несколько стилизовав лица и "переодев", он перенес своих физиков на большое полотно, на красную от знамен площадь, которая носила имя недавно убитого здесь Урицкого. На фоне революционно красного Зимнего дворца шагают под оркестр со знаменами колонна Союза пищевиков и колонна сестер милосердия, и, парами, дети из 37-й трудовой школы, и люди в бухарских халатах и черкесках с газырями. У Александровской колонны-митинг. В человеке восточного типа, что изображен крупным планом, нетрудно узнать будущего академика Семенова , а в соседе его - будущего академика Капицу . Впрочем, следует старательнее вглядеться в картину. Ведь оратору возле Александровской колонны, затаив дыхание, внимает еще один Капица, да и в лихом матросе со сдвинутой набекрень бескозыркой есть что-то от будущего академика. ...Когда бы не тяжкая болезнь, художник, приступая к портрету физиков, вероятно, отправился бы на "натуру", в Лесной, в институт, где работали оба друга, и писал бы там молодых ученых в привычной им обстановке. Но, лишенный такой возможности, попросил принести какой-нибудь атрибут, какой-нибудь символ их науки. Физики принесли рентгеновскую трубку. То была недолгая пора их совместной работы в Рентгеновском институте. Вскоре Капица поехал в Анлию, к Резерфорду , оставив на память матери кустодиевский портрет; за него уплачена была художнику хорошая по тем временам цена - пуда два муки и петух в придачу, все, что Капица заработал у крестьянина, у которого жил за городом, рассчитав, построив и собственноручно установив на дворе небольшую турбинку. На жалованье старшего физика прожить было мудрено, хоть оно и составляло ни много ни мало 122 760 рублей в месяц... И еще как память от той поры осталась единственная написанная Семеновым и Капицей вместе статья. Она помечена декабрем 1920 года и занимает всего две журнальных странички. О, декабрь двадцатого года, как разительны его контрасты! Ссылки:
|