|
|||
|
Разработка США ракет с активной головкой самонаведения
В это же время - в начале 80-х годов - американская фирма "Хьюз эйркрафт" начала разрабатывать ракету класса "воздух - воздух" AMRAAM с активной головкой самонаведения . У нас же применялись полуактивные головки. Ракеты, оснащенные ими, были получше американских, но появление активной головки резко меняло ситуацию в их пользу. Такая головка как бы "развязывает" самолет: ему не нужно больше придерживаться сектора облучения цели и можно вести воздушный бой по принципу "пустил-забыл". Не имея такой ракеты, мы сразу попадали в ранг проигрывающих. И вот здесь нужно еще раз отдать должное С. И. Реброву . Он, в рамках этой же НИЭР "Союз" , работая над локатором, создал оригинальнейшую головку самонаведения и для наших ракет "воздух - воздух". В ней он тоже применил щелевую антенну, а излучающее устройство - клистрон - поставил прямо на нее. Ребров очень изящно сконструировал его, уложившись в малые размеры, чего американцы не смогли сделать на своей AMRAAM. Они поставили передатчик отдельно и на этом потеряли потенциал головки. Принципиальным отличием между нашим и американским изделием явилось и то, что наш институт вместе с "Истоком" объединил такие понятия, как головка самонаведения и система управления ракеты. Первую он взял как чистый измеритель допплеровских характеристик цели, а выработку сигнала целеуказания, управление антенной и ракетой формировал единый вычислительный блок. В нем же был реализован и гироинерциальный режим. Ракета ведь имеет довольно продолжительный участок автономного полета, она должна идти по траектории, для чего и нужна бесплатформенная гироинерциальная система. На конечном этапе полета вступает в действие активная головка самонаведения, которая осуществляет захват цели в тот момент, когда приходит в зону ожидания самолета противника. Вот этот вычислительный блок был объединен с автопилотом ракеты в НИИП под руководством главного конструктора Б. Н. Гаврилина . Таким образом НИЭР "Союз" позволила нам создать и новый радиолокатор для модификации МиГ-29 и Су-27, и систему управления ракеты класса "воздух - воздух". Эти изделия были облетаны на нашей летающей лаборатории Ту-134, и мы получили "картинки" земной поверхности, которые были ничем, на мой взгляд, не хуже, чем те, что выдают современные станции. Ссылки:
|