|
|||
|
Диверсия на озере Тинише (утопили тяжелую воду немцев) февраль 1944
Источник: Боданис Дэвид, 2009 Британская военная разведка сообщила, что, несмотря на проведенную диверсию и даже на последующие бомбардировки союзников, завод в Веморке восстановлен. Инженеры компании "ИГ Фарбен" в великой спешке отремонтировали все, что могли, а кроме того, на завод доставили оборудование, необходимое для замены поврежденного, и теперь объемы производства тяжелой воды даже повысились по сравнению с прежними. А в феврале 1944 года от норвежского Сопротивления поступили сведения о том, что весь наличный запас тяжелой воды будет в скором времени вывезен в Германию. Новая прямая атака на завод в Веморке была уже невозможна, поскольку ныне его усиленно охраняли. Не хуже охранялись и основные железнодорожные пути - для этого использовались регулярные войска, подразделения СС и запасные аэродромы, с которых могли взлетать самолеты-наблюдатели. Единственным слабым местом, позволявшим напасть на идущий в Германию транспорт, было озеро Тинише при подходе к нему железнодорожные вагоны, которым предстояло доставить тяжелую воду из Веморка к побережью Норвегии, грузили на паром. Это должно было произойти в середине февраля 1944 года. Если бы удалось утопить паром вместе с вагонами, никакие немецкие ныряльщики не смогли бы поднять их со дна озера. Однако переправой в Тинише пользовались также рабочие Веморка и члены их семей, кроме того, она была очень популярна у туристов. Каждый день на этом пароме пересекали озеро самые обычные люди. Вы бы решились убить их ради достижения высшей цели? Курт Хаукелид , один из норвежцев-диверсантов, оставшихся в стране после налета на завод, сумел уцелеть и во время устроенных немцами массированных облав и вел теперь полное опасностей существование на плато Хандаргервидда. К этому времени он накопил значительный опыт диверсионной работы: тайных проникновений в тот или иной город, поисков людей, которым можно довериться, сборки и испытаний любых взрывных устройств и таймеров, какие только могут понадобиться. Однако проблему составляло не наличие или отсутствие опыта. Хаукелид вернулся сюда из далекой Англии и вел ныне суровую жизнь ради того, чтобы спасти своих соотечественников. Теперь же ему придется убивать их, топить в ледяной воде. От норвежской группы в Лондон: Сообщение: ...сомневаемся что результат операции стоит таких жертв точка не можем решить насколько важна операция точка просим ответить если возможно этим же вечером точка. Из Лондона норвежской группе: Вопрос был рассмотрен всесторонне точка считаем уничтожение тяжелой воды чрезвычайно важным точка надеемся это удастся сделать без слишком страшных последствий точка желаем успеха точка с приветствиями Самое большее, чего смог добиться Хаукелид: он условился с инженером- транспортником из Веморка, что груз отправят 20-го - в воскресенье, когда пассажиров на пароме будет меньше обычного. (В Веморке очень активно работали профсоюзы, в результате у Сопротивления имелось на заводе немалое число своих людей и просто помощников.) В субботу, поздно ночью, Хаукелид и с ним еще двое местных жителей пришли к стоявшему на якоре парому. На борт им удалось подняться без труда, однако, когда они начали выбирать под палубой места для закладки зарядов, их заметил ночной часовой, молодой норвежец. Впрочем, одного из спутников Хаукелида он хорошо знал по местному спортклубу и, когда диверсанты рассказали ему выдуманную для прикрытия историю - о том, что Хаукелид и второй местный житель, Рольф Сорли , вынуждены скрываться от немцев и ищут место, в котором смогут спрятать свои пожитки, - лишь покивал в знак согласия. Пока двое давних знакомцев стояли, беседуя, на палубе, Хаукелид и Сорли устанавливали заряды под носовой палубой, так, чтобы после взрыва паром зарылся носом в воду, поднял ставший бесполезным винт в воздух и черпанул побольше воды, которая заставит его быстро затонуть. Все было сделано в течение получаса. Прощаясь с часовым, я не вполне понимал, как мне поступить... я вспомнил об участи двух норвежских охранников Веморка, которых немцы отправили после нашего нападения в концентрационный лагерь. Мне не хотелось отдавать немцам еще одного норвежца. Однако, если часовой скроется, это может на следующее утро возбудить их подозрения. И я ограничился тем, что пожал часовому руку и поблагодарил его - явно озадачив этим юношу. Собственно говоря, каждый из тех, кто был причастен к этой операции, находился примерно в одном с Хаукелидом положении. Альф Ларсен , главный инженер завода в Веморке, присутствовал в тот же вечер на званом обеде. Беседуя с соседом, он вдруг услышал от гостившего в тех местах скрипача, что тот собирается завтра утром уплыть на пароме. Ларсен пытался отговорить его, упрашивал остаться еще на какое-то время - насладиться красотой этого края, великолепными лыжными трассами. Однако скрипач от его уговоров отмахнулся, а настаивать Ларсен не мог. Кроме того, один из работавших на заводе связных Ларсена сказал ему, что и его, связного, престарелая мать тоже собирается завтра поплыть этим паромом. Бомба взорвалась в 10.45 утра когда глубина под паромом составляла около 400 м. От резкого перекоса судна вагоны-платформы железнодорожного состава разломились, двери их распахнулись. Матери заводского рабочего на пароме не было - сын не выпустил ее из дома, а скрипач был. Всего на борту находилось пятьдесят три человека. Большая часть дюжих немецких охранников сумела вовремя покинуть тонущий паром, и в итоге многим женщинам и детям места в спасательных шлюпках просто не хватило. Около десятка пассажиров оказались запертыми внутри парома. Несколько бочек, содержавших смесь обычной воды с тяжелой, покачивалось на поверхности озера, и пассажиры, которым удалось покинуть паром, но не удалось попасть в спасательные шлюпки - скрипачу в этом отношении повезло, - хватались за эти бочки, надеясь дождаться с их помощью прибытия спасателей. Однако те бочки, в которых находилась концентрированная тяжелая вода, показали - совершив нечто вроде замедленного свободного падения, - чем они наполнены. Поскольку молекулы тяжелой воды (D20) весят больше, чем молекулы обычной воды, бочки тонули так, точно кто-то привязал к ним камень, и увлекали за собой на дно цеплявшихся за них, ничего не понимавших пассажиров. Ссылки:
|