Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

1-й пуск Е-6 к Луне: не запустился двигатель 4 ступени

Источник: Книги Черток Б.Е.- Ракеты и люди

Все участники первого пуска Е-6 встречали Новый, 1963, год на полигоне в процессе последней стадии испытаний. В те бессонные ночи мы не думали о том, насколько мала вероятность полного успеха. Пользуясь элементарными сведениями из теории вероятностей, легко было подсчитать, что вероятность благополучной посадки и последующего приема изображения на Земле не превышала 10%. Наш оптимизм базировался на методе отработки надежности в процессе серии пусков. Чем больше пущено ракет, тем больше вскрыто недостатков, и, в конце концов, через 20-30 пусков ракета "начинает летать". Это была методика отработки надежности, унаследованная от артиллеристов.

Первый пуск Е-6-2 состоялся 4 января 1963 года. Две новые ступени ракеты 8К78 и сама станция, отправляемая к Луне, были изготовлены и испытаны менее чем за год по еще сырой и неотработанной документации. При пуске три ступени носителя 8К78 отработали нормально, но двигатель разгонного блока "Л" не запустился в южных широтах над океаном. Это был уже не первый загадочный случай отказа запуска двигателя блока "Л" вне видимости телеметрических приемных станций с нашей территории. Эти отказы стали одной из причин срыва программы пусков по Марсу и Венере в предыдущие два года. Многочисленные аварийные комиссии, создававшиеся после очередного отказа блока "Л" , строили всевозможные теории. Среди них была одна, заранее снимающая обвинения со всех конструкторов и управленцев. Кто-то из академического института Химфизики предложил теорию "оксиликвидов". Якобы в отсеках блока "Л" за время полета на промежуточной орбите накапливаются пары кислорода, которые в смеси с парами топлива при включении двигателя приводят к взрыву и разрушению блока. Уже после двух первых "пропавших без вести" над океаном блоков "Л" Совет главных заявил на Государственной комиссии: "Дальше так продолжаться не может! Мы должны иметь информацию. Нужно послать корабль с приемной телеметрической станцией в район Гвинейского залива ". Корабль "Долинск" был срочно оснащен телеметрической станцией и отбыл из Одессы, приняв на борт двигателиста Ивана Райкова и опытного специалиста по расшифровке телеметрической информации Константина Семагина . Если блок "Л" пролетал над Гвинейским заливом, они передавали по радиотелеграфу информацию в Одесский центр связи Черноморского флота. Открытым текстом говорить было запрещено, поэтому ограничивались только указанием причин отказа в сильно зашифрованном виде. Получая такие телеграммы, мы снова ломали головы, но все же научились кое-что отгадывать. Пленка телеметрической записи, имевшаяся на "Долинске", долетала до нас только через один-два месяца дипломатической почтой.

4 января 1963 года блок "Л" отказал в шестой раз, и четвертая ступень вместе с объектом осталась на промежуточной орбите. Корабль "Долинск", дежуривший в Гвинейском заливе, наконец помог разгадать тайну отказа блока "Л". Никакого взрыва "оксиликвидов" не было. На этот раз телеметрия зафиксировала отказ в подаче электрических команд на запуск двигателя от системы управления.

Первопричиной после долгих и горячих споров назвали преобразователь тока ПТ-500 разработки Иосифьяна .

Он был установлен в приборном контейнере И-100, который еще на технической позиции заполняется сухим азотом. В такой атмосфере может происходить быстрый износ угольных щеток коллектора. Лабораторные опыты подтвердили это. Иосифьян возмущался, но за отсутствием других плодотворных теорий отказ списали на "круговой огонь" на коллекторе с последующим коротким замыканием (КЗ) в цепях питания. Для проверки теории "сухого азота" как причины отказа преобразователя ПТ-500 Иосифьян в своем институте организовал круглосуточные эксперименты, на которые истратил весь запас штатных преобразователей. Доказать полную достоверность теории не удалось. Преобразователи выходили из строя за время гораздо большее, чем они работали в полете. Тем не менее Государственная комиссия приняла эту версию как наиболее вероятную. Основными мероприятиями для повышения надежности были увлажнение азота и небольшая добавка кислорода в контейнер, где находился ПТ-500.

Ссылки:

  • Е-6 - МЯГКАЯ ПОСАДКА НА ЛУНУ: СПЛОШНЫЕ НЕУДАЧИ 1965
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»