|
|||
|
Ракетная техника: проблема создания теплозащиты
Большой проблемой была теплозащита ракетных двигателей, головных обтекателей ракет, носовых конусов боеголовок и других теплонагруженных элементов изделий ракетной техники. Эта проблема, с одной стороны, металловедческая, а с другой - теоретическая в области газодинамики, физики плазмы, химии и механики. Во избежание разрушения перечисленных элементов конструкции летательных аппаратов ракетно-космической техники были подобраны и разработаны различные материалы, как тугоплавкие, так и подвергающиеся сухой возгонке (тефлоны), с протеканием химической реакции связи с воздухом, при которой в месте с продуктами реакции от поверхности изделия отводится вредное тепло и т.д. В результате удалось отказаться от графитовых рулей в соплах ракетных двигателей и от попыток регулирования скорости горения твердых топлив с помощью ультразвука, добиться сохранения формы спускаемых в атмосфере аппаратов (что очень важно для учета технического рассеивания). На космоплане "Буран" удалось сделать такие теплозащитные плитки (кварц, пропитанный специальными смолами), которые позволили не только сохранить его форму, но и эффективно управлять полетом с помощью соответствующих средств механизации его фюзеляжа. При этом, правда, траектория спуска "Бурана" выбиралась так, чтобы суммарный поток тепла, подведенный к его корпусу (с учетом конвективного теплообмена и излучения тепла во внешнее пространство) был минимален. Таким образом, к 80-м годам ХХ века с теплом ракетчики в основном разобрались полностью. Ссылки:
|